Программа курса

1. Психолого-педагогическая характеристика детской аудитории. Дошкольники и младшие школьники – любознательные малыши. Психологические особенности детей среднего школьного возраста. Влияние глобальных информационных процессов на формирование личностных качеств подростка. Старшеклассники: противоречие между спросом и предложением (чего ждут от музея молодые люди).

2. Основные принципы работы с детьми в музее. Гуманистическая педагогика – основа музейно-педагогической деятельности. Педагогический процесс и закономерности его организации. Интерактивность – как принцип образовательной деятельности. Организация музейно-образовательного пространства. Роль музейного педагога в образовательном процессе.

3. Детское направление в музейной деятельности. История вопроса. Формирование концептуальных представлений о музейной работе с детьми в Европе, Америке, России. Основные этапы становления детского музейного направления в России. Динамика форм м методов музейно-педагогической работы с детьми в отечественных музеях. Изучение детской аудитории в музее в различные исторические периоды.

4. Детский музей как феноменальное явление. Детские музеи в Америке: история и практика. Специфика развития европейских детских музеев. Эволюция детского музея в России: становление традиции, период стагнации, возрождение, современное состояние. Детский музей как предмет Дискуссии. Сущность и принципы деятельности детского музея. Институциональные формы детского музея: музей для детей, музей – руками детей. Российские детские музеи – сегодня. Детские музейные центры. Направления развития, перспективы детских музеев. Специфика детского музея: интерактивный отдел музейных фондов, дидактические и интерактивные выставки, особые формы работы с аудиторией. Концепция Детского музея г. Ноябрьска. Концептуальные подходы к организации музейно-педагогического процесса в Детском историческом музее (ДИМ) в Санкт-Петербурге. Практика других детских музеев.

5. Школьный музей. История и организация деятельности. Школьный музей как явление культуры: исторический аспект. Виды школьных музеев. Школьное краеведение и школьный музей. Музеи славы. Музеи истории школы. Этнографическое направление в школьном музее. Музеи детского творчества. Как организовать работу музея в школе. Актив музея. Совет музея. Собирательская деятельность. Специфика экспозиции школьного музея. Направления деятельности школьного музея. Школьный музей как центр взаимодействия учительского и детского коллектива школы. Роль школьного музея в развитии инициативы и творчества детей.

6. Методы музейно-педагогической работы. Классификация методов. Методы, определяемые характером мыслительной и познавательной деятельности. Методы, определяемые, преимущественно источником получения знаний: словесные, наглядные, практические. Особенности рассказа и беседы в музее. Демонстрация, иллюстрация, видеоматериалы в музее. Игровые методы. Театрализация и ролевые методы. Погружение в прошлое и его реконструкция.

7. Формы работы музея с детьми. Постоянные формы музейно-педагогической деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности музея. Кружковая работа. Студии. Клубы по интересам. Организация деятельности клубов исторической реконструкции (исторической моды, доспехов и пр.). Мастерские. Музейные праздники: новогодние представления, дни рождения в музее, народные праздники. Обучение в музее: музейные уроки, организация исследовательской деятельности старшеклассников.Применение различных форм в музейно-педагогической практике тюменских музеев. Подготовка и написание методической разработки.

8. Семья в музее. Психолого-педагогическая диагностика семьи. Воспитание музейной культуры родителей. Формы сотрудничества музея с семьями. Ребенок с родителями в музее: поведенческие модели. Организация музейного пространства для семейных посетителей. Создание зон по интересам. «Детские дворы» в музее. Специальные путеводители для совместного семейного путешествия по музею. Социальная адаптация ребенка посредством сотрудничества семья – музей.

9. Традиционная народная и культура и этнопедагогика в музее. Сущность и содержание национального воспитания. Великие педагоги о мудрости народной педагогики (К.Д.Ушинский и др.). Использование элементов народной педагогики (сказки, пословицы, загадки, приметы и пр.) в музейно-образовательном процессе. Традиционные ремесла, промыслы и детское творчество в музее. Народная игрушка как феноменальное явление. Технологии изготовления традиционных игрушек разных народов. Обучение, воспитание и развитие ребенка через приобщение к традиционному народному творчеству. Организация творческих лабораторий и мастерских (организуются экскурсии и практические занятия в мастерских).

10. Работа с детской аудиторией в художественном музее. Психология детского творчества. Проблема развития творческого воображения и фантазии детей в трудах педагогов и психологов (представления Л.С. Выготского, взгляды и деятельность О. Вальдгауэра, А.В. Бакушинского и др.). Развитие визуального мышления как магистральное направление музейно-педагогического процесса в художественном музее. Понятие «визуальное мышление». Современные концепции развития визуального мышления и их преломление в музейной практике. Познание языка изобразительного искусства. Опыт работы художественных музеев с детьми. Методы и приемы работы с произведением изобразительного искусства. Восприятие и познание искусства через собственное творчество. Опыт работы художественных музеев с детьми. Арттерапия в музее.

11. Музейно-педагогические программы как основа музейно-педагогической деятельности музея. Музейно-педагогические программы для детей: опыт ведущих музеев. Многоуровневая программа «Здравствуй, музей!»: содержание, применяемые формы, методы и приемы, адаптация программы. Музейно-педагогические программы детского центра Российского этнографического музея. Отечественная практика разработки и внедрения программ «Музей и школа» (Санкт-Петербург, Москва, Тобольск и др.) Программный подход к организации культурно-образовательной деятельности в Тюменских музеях. Знакомство с положительным опытом (Программа «Великие имена России»). Методические рекомендации к разработке музейно-педагогических программ.Реклама детских музейно-педагогических программ.

12. Музейные издания для детей. Психолого-педагогический подход к детским изданиям в музее. Роль музейных печатных изданий в формировании общей и музейной культуры юного посетителя. Виды издательской музейной продукции для детей. Детские путеводители. Рабочие тетради. Познавательная литература. Музейные журналы. Публикация детского творчества.

13. Новые музейные технологии в работе с новым поколением. Дети в информационном обществе. Современные информационные технологии как помощники музея в деле обучения, воспитания и развития ребенка. Практика музеев по использованию современных информационных технологий: создание информационных киосков, применение познавательных компьютерных игр (напр. «Медвежий праздник»), Музейные издания с мультимедийными приложениями и др. Музейная педагогика в информационном пространстве. Анализ существующих виртуальных детские музеи и детских музейных сайтов. Плюсы и минусы информационных технологий в музейно-педагогической деятельности.

14. Социальное направление в музейно-детской коммуникации. Социокультурная обусловленность социального направления в музейной педагогике. Возможности музея в социальной адаптации ребенка. Проект как форма культурно-образовательной деятельности. Принципы организации социальных проектов в музее. Музейные проекты о толерантности. Практика российских музеев по организации социальных проектов («Я и другой» – проект Детского Исторического музея и др.).

Список литературы

1. Агамирян, Ж. Детская картинная галерея: ереванский опыт работы с детьми / Агамирян Ж. – М.: Сов. художник, 1979.

2. Адамс, Э.В. Музей и обучение с помощью ЭВМ / Э.В. Адамс // Museum. – 1984. – №44.

3. Адель, Д. Дети не любят ходить в музей? Посетите Инвенториум и убедитесь в обратном / Адель Д. // Museum. – 1989. – №150.

4. Аликов, С.Б. Музей детско-юношеского объединения «Кловис»: десять лет работы / Аликов С.Б. // Музей и общество на пороге XXI века: Материалы Всеросс. науч. конф., посвященной 120-летию Омского гос. историко-краеведческого музея. – Омск, 1998.

5. Альварес, Д. Детский музей в Каракасе / Альварес Д. // Museum. – 1986. – №150.

6. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX – нач. ХХ в. – М., 1990.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхенйм Р. – М., 1974.

8. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи / Бакушинский А.В. – М., 1981.

9. Бойко, А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления / Бойко А.Г. // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: Специальная лит-ра, 1998. – С.38–76.

10. Ванслова, Е.Г. Путешествие в предметный мир / Ванслова Е.Г. // Сов. музей. – 1983. – № 1.

11. Василевская, Н.Д. Школьные кружки и клубы при Гос. историческом музее / Василевская Н.Д. // Преподавание истории в школе. – 1987. – №3. – С.48–52.

12. Великовская, Г.В. Методическое руководство деятельностью школьных музеев – актуальная проблема современности / Великовская Г.В. // Музей и современность: сб. науч. тр. ЦМР СССР. – М., 1986.-С.137-139.

13. Войнова, Н.В. Из опыта образовательно – воспитательной работы в филиале «Церковь Петра и Павла» Тюменского областного краеведческого музея / Войнова Н.В., Жучкова М. В. // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практич. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. – С. 9–11.

14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологич. очерк: кн. для учителя / Л. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

15. Галкина, Е. Все можно трогать руками / Е. Галкина // Музей. – 2000. – №4. – С. 45.

16. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997.

17. Доманский, Р.А. Смотр школьных музеев РСФСР / Доманский Р.А. // Преподавание истории в школе. – 1970. – №4. – С.120–122.

18. Жвиташивили, Н.Ю. Работа с детьми-инвалидами в условиях художественного музея / Жвиташвили Н.Ю. // Международный музейно-педагогический семинар «Здревствуй, музей!»: тезисы семинара 13–18 марта 1995 г. / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1991. – С.36–38.

19. Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение России в первой трети ХХ века: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Г. Шумная. – М., 1997.

20. Зеленко, А.У. Детский музей / Зеленко А.У. // Педагогич. энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. Т.2. – М., 1928.

21. Иванова, Е.В. Музей и детское творчество / Иванова Е.В. // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»: тезисы семинара 13-18 марта 1995 г. / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1991. – С.38–42.

22. Кабанов, К.А. Школьные музеи Сибири в 20-30-х годах XX века / Кабанов К.А. // Историческое краеведение в школе и вузе: Материалы I Всероссийской конференции. – Кемерово, 1994. – С.54–57.

23. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / Киселева М.В. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

24. Кравчунас, Б.К. Ребёнок и изобразительное искусство / Кравчунас Б.К. // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»: тезисы семинара 13-18 марта 1995 г. / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1991. – С.44–46.

25. Ломунова, А.К. Музей и семья / Ломунова А.К. // Музееведение. Вопросы теории и методики: сб. науч. тр. – М.,1987.

26. Ломунова, А.К. На экскурсию – всей семьей / Ломунова А.К. // Сов. музей. – 1986. – № 5.

27. Лысюк, В.Г. Театральные упражнения в творческом развитии детей по восприятию произведения изобразительного искусства в художественном музее / Лысюк В.Г. // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»: тезисы семинара 13-18 марта 1995 г. / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1991. – С.55–58.

28. Лысюк, В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно-игровая методика): пособие для музейных педагогов, воспитателей детских садов и учителе начальной школы / Лысюк В.В. Ефимов П.Г. – СПб., 2001. – 189 с.

29. Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 159 с.

30. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественных музеях. – Л., 1989.

31. Мир музея: экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / отв. Ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1995. – 60 с.

32. Михайлова, М.А. Из опыта работы курса «Юный музеевед» в Сургутском краеведческом музее / Михайлова М.А. // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. – С. 20–22.

33. Музейная педагогика в школе / под ред. Б.А. Столярова, А.Г. Бойко. – СПб., 2002. – Вып. 3. – 222 с.

34. Музейная педагогика в школе / под. ред. Ревы Н.Д; Мин-во культуры России; ГРМ, Гимназия при Русском музее. – СПБ., 1994.

35. Музейная педагогика в школе: сб. ст. / Гос. Рус. музей. Рос. науч.-практ. Центр по проблемам музейной педагогики, Рос. акад. образования; науч. ред.: Столяров Б. А., Бойко А. Г.– СПб.: СпецЛит, 2000. – Вып. II. – 208 с.

36. Музейная педагогика в школе: сб. ст. / Гос. Рус. музей: Рос. науч.-практ. Центр по проблемам музейной педагогики, Рос. акад. образования; науч. ред.: Столяров Б.А., Бойко А.Г.– СПб.: СпецЛит, 2000. – Вып. I–III.

37. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь / ред. В.А. Столяров, Н.А. Яковлева. – СПб.: Спец. лит-ра, 1998.

38. Музейный праздник: организация и проведение. – Методические рекомендации / Центр. музей революции СССР. – М., 1985.

39. Мы входим в мир прекрасного: экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1995. – 60 с.

40. Мысливцева, Г.Ю. Детский рисунок в музее (к вопросу экспонирования) / Мысливцева Г.Ю. // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!»: тезисы семинара 13-18 марта 1995 г. / отв. ред. Б.А. Столяров. – СПб., 1991. – С.84–89.

41. Некрасова-Каратеева, О.Л. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее / Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В.. // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: Специальная лит-ра, 1998. – С.127–169.

42. Панкратова, Т. Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: учеб.-метод. пособие / Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В.. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

43. Петровская, Н.А. ДИМ для Димы (какой музей нужен ребенку?) / Петровская Н.А. // Мир музея. – 1995. – №2. – С. 30–32.

44. Платонова, О.В. Арттерапия в художественном музее: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов / Платонова О.В., Жвиташвили Н.Ю. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 143с.

45. Рашитова, Р.С. Детский музей: к истории вопроса / Р.С. Рашитова // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: сб. науч. тр. – М.,1989. – С.63-77.

46. Рашитова, Р.С. Из истории организации социальных музеев для детей в России / Рашитова Р.С. // Вестник музейной комиссии. – М., 1990. – Вып.1. – С. 141–167.

47. Рашитова, Р.С. Работа музеев РСФСР со школьниками (1920–1930-е годы) / Рашитова Р.С. // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. – М., 1989. – С.134–149.

48. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв.ред. М.Ю. Юхневич. – М.: Академич. проект; РИК, 2006. – 176 с.

49. Рева, Н.Д. Теория и практика экскурсионной работы художественных музеев со школьниками / Рева Н.Д. – СПб., 1993.

50. Решетников, Н.И. Музейный праздник для школьников: опыт, проблемы, перспективы развития // Формы и методы научно-просветительной работы музеев: сб. науч. тр. / ЦРМ СССР. – М., 1986. – С. 43–46.

51. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации / Решетников Н.И. – М., 1985.

52. Решетников, Н. И. Подготовка и проведение недели «Музей и дети»: методич. Рекомендации / Решетников Н.И. – М.,1988.

53. Решетников, Н.И. Школьные музеи / Решетников Н.И. // Музейное дело в СССР. – М., 1985. – С 152–161.

54. Решетников, Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации / Решетников Н.И. – М., 1986.

55. Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей: путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003. – 28 с.

56. Соколова, Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях / Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.

57. Столяров, Б.А. Компьютерные технологии в музейно-педагогическом процессе / Б.А. Столярова // Современные информационные технологии в культуре и образовании: материалы к междунар. семинару в рамках 3-й специализир. выставки «ИНФО-98» / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена (РГПУ), Междунар. каф. ЮНЕСКО «Теория образования в поликульт. обществе»; отв. ред. С.А. Гончаров. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – С. 5-7.

58. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столярова. – М.: Высш.шк., 2004 – 216 с.

59. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела: учеб. пособие для студентов педагогич. вузов / Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А.– СПб., 2002.– 144 с.

60. Туманов, В.Е. К вопросу об истории становления и о современном состоянии школьного краеведения и школьных музеев (1918–1987гг.) / Туманов В.Е. // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. – М.,1989. – С.173–203.

61. Турицина, Т. Познавать играя / Турицина Т., Зайцева М. // Сов. музей. – 1987. – №2.

62. Художественный музей в образовательном процессе / под ред Б.А. Столярова. – СПб., 1998. – 320 с.

63. Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническом музее // Ребенок в музее (социологический, психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. – М., 1993.

64. Юхневич, М.Ю. Ребенок в музее / Юхневич М.Ю., Столяров Б. А.. – М.: Изд-во НИИ культуры, 1992. – 10 с.

65. Юхневич, М.Ю. Музейная педагогика – профессия! / Юхневич М.Ю. // Сов. музей. – 1989. – №1. – С.26–29.

66. Юхневич, М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: методич. пособие / Юхневич М.Ю. – М.,1990.

67. Юхневич, М.Ю. Я и другой / Юхневич М.Ю. // Мир музея. – 1998. – №4.

68. Юхневич, М.Ю. Проблемы и опыт создания детских музеев как центров эстетического воспитания (обзор работы секции) / Юхневич М.Ю., Карпенко И. Н. // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М.,1990.

69. Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей / Юхневич М.Ю. // Сов. музей – 1984. – № 1.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: