Куклотерапия и характеристика аспектов куклотерапии

Куклотерапи́я — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).
Куклотерапию разные исследователи относят к различным методам психотерапевтического воздействия: к психодраме (И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова), игротерапии (Тащева А., Гриднева С.), арт-терапии (Денисова Г., Лебедева Л.), либо выделяют её в отдельный метод.
Выделяется несколько аспектов куклотерапии, используемые в работе с детьми.
Диагностический аспект. В комплексе с методами психологической диагностики куклотерапия дает объективный материал для клинической, семейной диагностики, оценки индивидуальных способностей. Этот аспект включает демонстрацию проблем и конфликтов, которые ранее не осознавались или заслонялись другими симптомами, с последующей их вербализацией и формированием установки на активное разрешение выявленных отклонений.
Катарсический аспект. Отреагирование подсознательных аффектов и комплексов у детей происходит во время присутствия их в качестве зрителей на спектакле, содержание которого отражает в драматической или трагической форме типичные возрастные проблемы. Метафорический характер сценического действия, заложенный в самой специфике кукольного представления, облегчает перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект по усвоенным ранее механизмам.
Поведенческий аспект. Десенсибилизация нарушенной реакции на публичное выступление достигается в процессе систематических репетиций. Например, во время репетиций кукольно-театрального спектакля при коррекции невротического заикания, ширма постепенно опускается на более низкий уровень, вплоть до того, что, в конечном счете, ребенок, работающий с куклой, оказывается отделенным от зрителей лишь каркасом. Разыгрывая сюжеты, связанные с ситуацией, провоцирующей патологическую реакцию, изготавливая куклы и маски с изображением пугающих персонажей и образов, дети деактуализируют вызываемые ими эмоции и подготавливаются к функциональной тренировке в реальных условиях их проявления.
За счет многократного повторения насыщенная положительными эмоциями игра в кукольном театре позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее поведенческих навыков. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного, антидисциплинарного и других форм отклоняющегося поведения достигается путем разыгрывания в паре со сверстником или родителем типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни самих детей. Эффект «психотерапевтического зеркала», сопровождающийся критическим отношением к собственным девиантным поступкам, усиливается за счет придания этюдам жанровой формы (гротеск, сатира, фарс). Смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных подкреплений может гармонически, без морализирования сопровождаться анализом внутреннего содержания конфликта. Зако-номерности формирования творческого коллектива создают предпосылки для отказа от патологических поведенческих штампов, гармонизации характерологической структуры, приобретения навыков неформальной коммуникации и сотрудничества с детьми и их родителями.
Воспитательный и развивающий аспект. Не будучи непосредственно направленным на ликвидацию конкретных симптомов и разрешение психогенных механизмов нарушения, этот аспект нацелен на дизонтогенетическое проявление в форме общей или парциальной незрелости личности или отдельных психических свойств. Воспитание чувств через специально написанные для этих целей произведения, знакомство с ними, вживание в образы героев в процессе инсценировки формируют доброту, ответственность, эмпатию, жалость, чувство справедливости. Это в свою очередь способствует профилактике возникновения нарушения или его рецидиву.

Важным воспитательным моментом является формирование и удовлетворение творческих потребностей детей, опирающееся на их индивидуальные способности и социально положительные качества, выявленные в процессе диагностики. Реакции, связанные с участием в работе кукольного театра, компенсируют неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурируют с девиантными формами детских патохарактерологических реакций.

Коррекционно-педагогический аспект. Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, тонкой моторики, чувства ритма, координации движений и др. Занятия с куклами строятся на дидактических принципах, что позволяет обеспечить освоение детьми навыков счета, письма, чтения.

Суггестивный аспект. Использование куклы в качестве объекта, через который осуществляется косвенное внушение наиболее актуально и действенно в раннем и дошкольном возрасте. Обязательным требованием при ее применении в качестве носителя коррекционного внушения является сохранение магического значения, что исключает использование данной куклы по прямому игровому назначению, а также убежденности родителей в реальности кукольного героя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: