Профессор А.М. Каунов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
на тему:
«Разработка учебного кейса по дисциплине (предмету, разделу, теме): «………»»
Содержание (структура) работы (минимум 10-12 стр.):
n Введение
n Цели, задачи
n Текст кейса (описание ситуации и формулирование задания)
n Дополнительные информационные материалы и приложения для анализа кейса
n Методические рекомендации для преподавателя
n Возможные варианты решения кейса (для преподавателя, организующего обсуждение кейса)
n Глоссарий основных терминов по теме
n Тесты для самопроверки (тесты с забавным рисунком)
n Библиография
n Электронная презентация
Общие положения
Ø Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества реальных (или максимально приближенных к реальности) ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в быту, повседневной жизни или в профессиональной деятельности.
Ø Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Ø Кейс представляет собой описание конкретной, реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся (студентов) анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Ø Кейсовая технология обучения – это обучение действием, обучение самостоятельно добывать новые знания и эффективно применять их на практике.
Принципы построения структуры кейса
n Кейс содержит информационную и методическую часть.
n Информационная часть кейса позволяет определить пути решения конкретной проблемы.
n Методическая часть определяет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, содержит задания по анализу кейса для учащихся (студентов) и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
n 1. Кейс должен соответствовать одной из дисциплин учебного плана, он может быть и междисциплинарным, но при этом должна быть четко понятна ведущая дисциплина, по которой его можно использовать.
n 2. Кейс должен опираться на знания основных разделов дисциплины, а не частностей.
n 3. Кейс не должен содержать прямой формулировки проблемы.
n 4. Кейс должен быть написан профессиональным языком, но в интересной для чтения и последующего анализа форме.
n 5. Кейс должен быть основан на реальных материалах, но названия предприятий, товаров, географических мест и т.п. сведения могут быть изменены.
Возможные варианты построения кейсов