Если изображаете внимание, киваете в ответ на слова собеседника – это еще не значит, что вы его на самом деле слушаете. Самая частая ошибка в диалоге – когда человек только и ждет своей очереди высказаться, а пока говорит собеседник, обдумывает свои реплики, лишь притворяясь, что слушает. Еще худшая ошибка – перебивать говорящего и стараться всячески доминировать в разговоре, не давая другому и слова сказать. Это верный способ не получить от беседы ничего, кроме взаимного разочарования, а то и довести дело до конфликта. Научитесь слушать – и тем самым вы сделаете очень многое для того, чтобы ваш разговор из «диалога глухих» превратился в по-настоящему продуктивное общение.
Уметь слушать – это значит действительно хотеть слушать
Для этого нужно прежде всего выработать в себе намерение действительно услышать и понять то, что человек вам говорит. Избавьтесь от предвзятости, не считайте, что вы и так знаете все, что он скажет. И обязательно постарайтесь не только услышать слова, но и понять чувства, переживания, внутреннее состояние человека.
|
|
Если вы заинтересованы в продолжении общения с этим человеком, позвольте ему высказаться до конца, не перебивая и не пытаясь воспользоваться паузами, чтобы вставить свое веское слово.
Слушая, избегайте делать преждевременные выводы, не ставьте оценок и не давайте советов.
Вставлять свои реплики можно только для того, чтобы уточнить смысл слов собеседника, проверить, правильно ли вы его понимаете.
Будьте доброжелательны и заинтересованы – это в ваших же интересах. Когда человек почувствует ваш доброжелательный настрой, он скорее откроет вам свои истинные намерения и чувства. Если же он заметит в вас осуждение, то уйдет в оборону, и за его самозащитой вы вряд ли разглядите суть.