Выступление ведущих

#1: Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно. Выбор профессии – это, прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

#2:

1. Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей.

2. Склонности: интересы к определенным видам деятельности, пожелания.

3. Способности – как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.

4. Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.

#1: Жизнь – штука сложная, и далеко не всегда вышеперечисленные условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать «мучения», пополнить ряды безработных или?.. К вопросу о том, бывает ли поздно выбирать, мы вернемся чуть позже, а сейчас рассмотрим наиболее типичные «ошибки выбора» (по опросам на биржах труда):

[слайд #2]


#2: - «Романтичная» или «интеллигентная» профессия. Увы, оказывается, что для успешной реализации себя в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась, так сказать. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль оттого, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем...

#1: - «Модная профессия». Огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а, следовательно, безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем – предвестник спада. Физики, инженеры шестидесятых, экономисты девяностых – довольно много мрачных примеров нелегких судеб.

#2: - «Профессия, обещающая «большие деньги». Оказывается, не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской бирже... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно- сосудистой и нервной системы...

#1: - «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...». Времена и социальные обстоятельства, как нетрудно заметить, частенько меняются – это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.
#2: Выбор профессии – это, прежде всего ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним проявлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Готовых решений ни для кого нет. Каждый человек – не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам

А сейчас немного поиграем и внимательно посмотрели друг на друга и на нас с В.И. в том числе, подумали, в какой профессии ты видишь его или его или его…. Но для этого я раздам листочки, разделенные на 2 колонки, где сверху напишите и подчеркните свое имя и заглавную букву фамилии. Видите перед собой 2 колонки, слева пишите имя, а напротив во 2-й колонке профессию, в какой ты видишь этого человека. Вы должны собрать как можно больше записей в своем листочке. На время10минут. На 1. 2. 3. сели.

(С В.И. показать). ПОШЛИ… Все, 1. 2. 3., сели и считаем на сколько у вас развиты коммуникативные способности.

До «4» - слабые коммуникативные способности - необходимо развивать, чтобы было можно работать с людьми, значит вам сложно, не выбирайте такие профессии, где надо работать с людьми.

От «4 - 7» - средние коммуникативные способности.

От «7 – 9» - хорошие учителя, воспитатели, получатся из вас.

Так, а сейчас отметьте те профессии, с которыми вы совпали мнения, вы тем и хотите быть или мечтаете, галочкой пометьте.

А теперь отметьте те профессии, с которыми не согласны, в кружочек обвести. И по очереди подойдите к тому человеку и спросите: Почему, ты так думаешь?

Маленько отдохнем и поиграем в мяч. Руки у всех впереди, кидаем мяч, а перед этим называем имя Галя, Галя поймала мяч и говорит, например Вика Снеткова и кидает мяч и т.д. Запомните, кто за кем кидал. А сейчас повторим, причем в той же последовательности. А теперь на время. А слабо быстрее. Молодцы. Все умники и умницы!

В одной из школ группой независимых социологов был проведён опрос учащихся 5-11 классов по теме «Ваш профессиональный выбор». Каковы результаты опроса? Слово социологам.

[слайд #3]

«Социологи»:

- Многие учащиеся нашей школы уже имеют интерес к определённым профессиям. Мы провели социологический опрос учащихся 5-11 классов по следующей проблеме: «Самые престижные профессии». Было опрошено _ 44 _ учащихся (91,7 % от общего количества учащихся), результаты следующие:

[слайд #4]- Учащиеся 5-7 классов отдают предпочтение профессиям «водитель», «дизайнер», «учитель» - 16,7% из опрошенных, далее - профессии «экономист», «врач» и «офицер милиции», составляющие по 11,1%. При выборе профессии ученики главной социальной ценностью называют хороший заработок (86%), а также жизнь, полную приключений (30%). Дети этой же группы классов считают, что для получения выбранной профессии должно быть высшее (70%) или среднее (25%) образование. Большинство указывают на необходимость хорошей подготовки по русскому языку, математике, истории и физической культуре.

[слайд #5] - Учащиеся 8-9 классов отдают предпочтение следующим профессиям: «бурильщик» - 28,6%, «бухгалтер» и «дизайнер» - 14,2%, «переводчик», «электрик», «менеджер», «программист», «юрист» и «конструктор» по 7,1%. Важной социальной ценностью ученики 8-9 классов считают перспективы карьерного роста (15%), хороший заработок (62%), возможность встречи и сотрудничества с иностранцами (7,1%), а также возможность добиться власти, т.е. реально влиять на ситуацию и других людей (5%). Предполагаемый уровень образования – высший (100%). Некоторые задумываются об учёной степени. Важными для достижения своей цели они считают следующие учебные дисциплины: история, иностранные языки, обществознание, русский язык, математика, физика.

[слайд #6]- Учащиеся 10-11 классов в основном выбирают профессии: «экономист» - 30%, «юрист» - 25%, «водитель», «бурильщик» - 15% и 30%. Привлекающими их социальными ценностями являются свободный режим труда (30%), хороший заработок (95%), воспитанные и образованные коллеги по работе (10%), общественная работа (5%), участие в политике (8%), общение на работе с известными людьми (6%), а некоторые (но их немного) считают важным для себя собственное духовное и культурное развитие (3%). Уровень образования предпочитают высший (100%). Важными для них предметами являются русский язык, история, математика, физика и биология.

Итак, по результатам социологического опроса, проведённого группой независимых социологов среди учащихся 5-11 классов нашей школы, можно сделать следующий вывод: учащиеся школы имеют интерес к определённым профессиям, понимают, что для их получения необходимо высшее образование, глубокие знания.

Изменения, происшедшие в современном обществе за последние несколько лет, дали жизнь многим новейшим профессиям. Что же скрывается за названием той или иной специальности? Помочь вам разобраться в этом призван словарь современных профессий.

[слайд #7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: