Билет 18 утилитаризм (от лат. Utilitas - польза)

"Утилитаризм" (принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873) - особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни. Мораль, право и государство должны строиться в соответствии с этим природным началом. Основополагающее этико-нормативное начало: принцип полезности задает главный критерий оценки действий.

"То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей"

Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение - это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза - всякая польза, в том числе выгода.

Как выразил это русский последователь Бентама Н.Г. Чернышевский (1828-1889), различия между пользой и добром носят лишь количественный характер: польза - превосходная степень удовольствия, добро - превосходная степень пользы. Поэтому для Бентама при правильном понимании блага нет существенной разницы между удовольствием, пользой, добродетелью и счастьем: это разные слова для обозначения одного и того же.

Джон Стюарт Милль придал утилитаризму статус концепции. Утилитаризм - это теория, направленная против эгоизма, т.е. против такой точки зрения, согласно которой добро заключается в удовлетворении человеком личного интереса. Приемлемость или неприемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели, т.е. общему счастью. На этом же основываются определения (оценки) явлений и событий как хороших или дурных. Соответственно, мораль определяется Миллем как "такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями".Польза действительно заключается в счастье. Но это не личное, а общее счастье: от личности требуется не стремиться к собственному счастью, а содействовать счастью других людей.

Провозглашая общее благо как высший принцип нравственности, Милль, как и его предшественник Бентам, подчеркивал, что человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо. Вполне в духе протестантской этики тем самым предполагается, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение; но исполнить его с чистыми руками, по совести – добродетельно.

Надежным основанием для качественной характеристики удовольствий, определения того, какое из них наиболее ценно, является общее мнение или, в случае разногласий, мнение большинства тех, кто испытал на себе разные удовольствия. Однако на вопрос о том, как происходит выявление этого доминирующего мнения, Милль не дает ответа.

Но в результате Милль, как и Бентам, считает, что люди как правило стремятся к личной пользе, и всеобщее благо слагается из стремлений различных людей реализовать свой частный интерес. Общее благо оказывается суммарным итогом частных благ.

Справедливость, считает он, заключается в сохранении status quo (существующего положения вещей).

Со справедливостью связаны требования - благодарности: всем отвечай добром на добро; возмездия (или наказания): всем воздавай по заслугам; и беспристрастности: отвечая как на добро, так и на зло, не взирай на лица. Все они также должны приниматься во внимание человеком при осуществлении выбора и совершении поступка.

Развитие утилитаризма: от классического к современному. Развитие утилитаристской мысли в XX в. шло по нескольким направлениям. Во-первых, развернулась работа над точным определением понятия "полезность", которое по-разному понималось отцами-основателями течения.

Бентамовский вариант понимания ключевого утилитаристского блага основывался на его гедонистическом прочтении: полезно все то, что способствует максимизации удовольствия. Недостатком такого подхода является его неразрывная связь с наивно-гедонистическим пониманием человеческого сознания и поведения. Поэтому в XX в. оно постепенно вытесняется из утилитаризма. Вместо удовольствия количественную меру полезности начинают определять через удовлетворение предпочтений.

Отдельная кража при "беспристрастно благожелательном" распределении украденного может дать очень хорошие результаты в отношении совокупной удовлетворенности или благосостояния затронутых ею сторон. Однако признание условности запрета на воровство, вытекающее из одобрения отдельной кражи, ведет к катастрофическим последствиям в том же самом отношении.

20 – Либертарианство

  • Индивидуализм, спонтанный порядок, ограниченное правительство, верховенство закона и прав личности, свобода торговли — это основные положения той политической философии, которую во всем мире принято называть "либерализмом". Но в США она называется "либертарианством" или "рыночным либерализмом". Дело в том, что с начала XX века в США понятие "либерализм" потеряло свой первоначальный смысл: "либералами" стали называть себя люди, желающие ограничить свободу рынка и поддерживающие государственный аппарат, наделённый чрезмерными функциями.

    * Либертарианская философия — это либерализм Томаса Джефферсона, Джона Локка, Адама Смита; это философия, сочетающая в себе принципы свободы предпринимательства и рынка, снижения налогов, даже вообще их отсутствие, уважения гражданских свобод и скептицизм по поводу преимуществ государства всеобщего благоденствия и государственных военных авантюр во внешней политике.
  • Либертарианцы оценивают современную политику с точки зрения её соответствия классическим принципам американской республики. Они понимают, что современный мир настолько сложен и неоднозначен, что социализм и государственное планирование слишком обременительны для него. Или сказать словами Людвига фон Мизеса, "Мы не в праве небрежно отбросить социализм в сторону, мы должны опровергнуть его, если хотим спасти мир от варварства."


    Распространённым мнением является (или являлось) то, что чем сложнее общество, тем бóльшими функциями должно обладать правительство. На самом же деле всё наоборот. Чем проще общество, тем меньше ему вреда от государственного экономического контроля. Он становится неудобным в аграрном обществе, убыточным для общества индустриального и просто немыслимым в информационный век. Сегодня коллективизм и государственное планирование безнадёжно устарели и лишь замедляют общественный прогресс.

*** Вне освещения:

9 – Гоббс

10 – Локк

11 – Руссо

13-14 – Гегель

15-16 – Маркс – см согласованность с вопросами и текстами)

17 – Ницше + см про Консервативные революции

19 – Теория Дж. Ролза

20 – дополнить!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: