Топливные баки служат для размещения и транспортировки топлива в машине. Топливные баки разделяются на внутренние и наружные. Все топливные баки соединены между собой трубопроводами последовательно.
Левый носовой бак:
1 - фланец для.установки топливомера; 2 - патрубок для соединения с передним баком-стеллажом; 3 -пробка технологическая; 4 - уголок; 5 - трубка для соединения с правым носовым баком; 6 - патрубок для соединения с клапаном выпуска воздуха; 7 - фланец для установки насоса БЦН-1; 8 - планка; 9 - бонки крепления кронштейна топливной аппаратуры.
Выработка топлива из баков происходит в такой последовательности: пятый, четвертый, третий, второй, первый наружные топливные баки, средний бак-стеллаж, передний бак-стеллаж и правый носовой бак. Передний бак-стеллаж и правый бак вырабатываются одновременно. Последним вырабатывается левый носовой топливный бак.
При подсоединенных бочках топливо в первую очередь вырабатывается из левой бочки, затем из правой, из пятого наружного бака и т. д.
|
|
Внутренние баки сварены из стальных штампованных листов и для предохранения от коррозии внутри и снаружи покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки сварены из алюминиевых штампованных листов и снаружи окрашены. Все баки имеют внутри перегородки, которые предназначены для повышения жесткости и прочности баков, а также для уменьшения плескания топлива в баке.
Левый носовой бак установлен в носовой части корпуса машины слева от сиденья механика-водителя. В верхней части бака приварен патрубок 2 (рис. 9), который соединяется с заправочной горловиной переднего бака-стеллажа и служит для выпуска воздуха при заправке топливом; в нижней части бака приварена трубка 5 для соединения бака с правым носовым баком и фланец 7, к которому крепится насос БЦН-1. Внутри бака конец трубки 5 поднят на 200мм относительно дна бака, что обеспечивает полную выработку при заправке малых количеств топлива непосредственно в левый носовой бак, а при повреждении любого другого бака - остаток топлива в нем до 90—100 л, достаточный для движения машины в течение 1 ч работы двигателя.
В днище бака установлен клапан слива топлива из бака. В верхней части боковой стенки приварен фланец 1, в который устанавливается электрический емкостный топливомер ИТЗ-1С.
Правый носовой бак:
1, 2, 3, 4, 6 и 9 - бонки для крепления приборов электрооборудования; 5 - воздушный патрубок; 7 - патрубок для соединения с передним баком-стеллажом; 8 - ручка; 10 - заборная трубка.
Правый носовой бак установлен в носовой части корпуса машины справа от сиденья механика-водителя. В верхней части бака приварен патрубок 5, который соединяется с патрубком переднего бака-стеллажа и служит для выпуска воздуха из бака при заправке. В нижней части бака приварена заборная трубка 10, соединенная с левым носовым баком, и патрубок 7 для соединения с передним баком-стеллажом. На стенках бака приварены бонки 1, 2, 3, 4, 6 и 9 для крепления приборов электрооборудования.
|
|
Передний бак-стеллаж установлен в носовой части корпуса машины справа от сиденья механика-водителя.
Передний бак-стеллаж:
1 - трубка выпуска воздуха из левого бака при его заправке; 2 - фланец для установки топливомера; 3 - фланец заправочной горловины; 4 - труба для укладки боекомплекта; 5 - кронштейн для крепления баллона ППО; 6 - патрубок для соединения со средним баком-стеллажом; 7 - ручка для транспортировки бака; 8 – лоток для запасного смотрового прибора.
В верхней части бака приварен фланец 3 заправочной горловины, в который вварена трубка 1 выпуска воздуха из левого носового бака при его заправке, и фланец 2, в который устанавливается электрический емкостный топливомер. В передней части бака конструктивно выполнена ниша для установки бачка с питьевой водой. На задней стенке бака выполнены отверстия с вваренными в них трубками 4, предназначенными для укладки боекомплекта. В нижней части бака приварены: патрубок для соединения бака с правым носовым баком, патрубок 6 для соединения со средним баком - стеллажом и лоток 8 для установки запасного смотрового прибора. В днище бака установлен клапан для слива топлива.
Средний бак-стеллаж:
1 - фланец для установки крана отключения наружных топливных баков; 2 - трубы для укладки боекомплекта; 3 - ручка для транспортировки бака; 4 - лапа крепления бака; 5 - направляющая трубка троса к заслонке ОПВТ; 6 - заборная трубке.
Средний бак-стеллаж установлен в боевом отделении у перегородки. В верхнем и нижнем листах бака имеется по 9 отверстий, в которые вварены специальные трубы 2, служащие для укладки боекомплекта и укладки сухого пайка. В нижнем листе бака установлен клапан для слива топлива из бака. На верхнем листе бака приварен фланец 1, на который устанавливается кран отключения наружных баков. В переднюю стенку бака вварена заборная трубка 6, соединяемая с трубопроводом подвода топлива к переднему баку-стеллажу.
Четвертый наружный топливный бак:
1 - корпус бака; 2 - фланец заправочной горловины; 3 - пробка; 4 - прокладка; 5 - воздушный патрубок; 6 - ручка для транспортировки; 7 - перегородка; 8 - заборная трубка
Наружные топливные баки вместимостью 495л установлены на правой надгусеничной полке. Всего баков пять: первый (начиная с носа машины), второй, третий, четвертый и пятый. В каждом баке имеются заборная трубка 8 и воздушный патрубок 5, которые соединены между собой шлангами. При нарушении герметичности одного из баков заборная трубка 8 исключает утечку топлива из других баков. В верхней части каждого бака вварен фланец 2 заправочной горловины, в которую ввертывается пробка 3 с резиновой прокладкой 4. На каждом баке имеются ручки 6 для его транспортировки. Баки крепятся с помощью лент. Пятый бак к заднему ребру надгусеничной полки дополнительно крепится прижимной планкой и вилкой.
Топливо из наружных баков выбирается через передний бак, заборная трубка которого соединена трубопроводом с краном отключения наружных баков и далее со средним баком-стеллажом. С атмосферой баки соединяются через пятый бак, воздушный патрубок которого через переходник для подключения бочек соединен воздушной трубкой с краном отключения наружных баков и далее с расширительным бачком.
Расширительный бачок является дополнительной емкостью системы питания топливом и служит для сбора избыточного топлива в случае его нагрева при хранении машины g полностью заправленными баками. Вместимость расширительного бачка 12л. Он установлен в силовом отделении на днище под воздухоочистителем.
|
|
Расширительный бачок:
1 - канал для подвода воздуха к компрессору; 2 - заборная трубка; 3 - воздушный патрубок; 4 - пробка технологическая; 5 – планка.
Заборная трубка 2 бачка соединена с краном отключения наружных топливных баков. Воздушный патрубок 3 соединен с поплавковым клапаном. Поплавковый клапан предназначен для защиты системы от утечек топлива при его тепловом расширении.
В нормальном положении клапан открыт, и через него система сообщается с атмосферой. Поплавковый клапан расположен в верхней точке силового отделения и крепится на балке перегородки рядом с фильтром МАФ.
Клапан состоит из корпуса 6, пробки 13 с отверстием а. В пробку 13 впаян стакан 12, внутри которого помещен поплавок 11 с запорной иглой 5. Расширительный бачок через отверстие а сообщается с атмосферой. К поворотному угольнику 3 подсоединена трубка 9 слива топлива из форсунок двигателя.
После заполнения расширительного бачка топливо поступает по трубке 7 в корпус 6 клапана и в стакан 12, при этом поплавок 11 всплывает и запорной иглой 5 перекрывает отверстие а, предотвращая вытекание топлива из системы.
Топливо, попавшее в расширительный бачок, при работе двигателя автоматически удаляется в наружные баки (или бочки).
Поплавковый клапан:
1 - колпачок; 2 - штуцер; 3 - угольник поворотный; 4 - кронштейн; 5 – игла; 5 - корпус клапана; 7 - трубка к расширительному бачку; 8 - шплинт; 9 - трубка; 10 - проволока 11 - поплавок; 12 - стакан; 13 - пробки; 14 - фланец; 15 - прокладка; 16 - прокладки; а, б — отверстия.
Оборудование для подключения дополнительных бочек:
Бочка; 2 - лента крепления бочки; 3 - шланговое соединение: 4 - палец; 5 - трубка к поплавковому клапану; 6 - пятый наружный топливный бак; 7 - фланец горловины бочки; 8 - штуцер: 9 - хомут; 10 - прокладка; 11- пробка; 12 – горловина; 13- заборная трубка 14 - крышка; 15 - шпилька; 16 - воздушная трубка; 17 - фланец; 18 - прокладка; 19 - переходник; 20 - фланец; 21 - патрубок- 22 - болт; а - бочки с горловинами на обечайке; б - бочки с горловинами на дне; I — бочки отключены; II — бочки включены.
|
|
Оборудование для подключения бочек к системе питания топливом. Оборудование предназначено для подключения установленных на машине бочек к топливной системе и выработки из них топлива. Оно состоит из двух горловин 12, которые с помощью штуцеров 8 с резиновыми прокладками 10 и хомутов 9 устанавливаются на фланцы 7 горловин бочек. В корпус горловины 12 вварена заборная трубка 13. В заправочное отверстие горловины установлена пробка 11.
Оборудование подсоединяется к переходнику 19 пятого наружного бака 6 через прокладку 18 болтами 22. Фланец 20 и горловины 12 соединены между собой шлангами, на которые установлены предохранительные пружины.
Топливные краны. Топливораспределительный кран пробкового типа, предназначен для включения в топливную систему и отключения от нее топливных баков, а также для подключения баков к сливному штуцеру при необходимости откачки топлива насосом БЦН-1.
Топливораспределительный кран:
1 - ручка; 2 - гайка; 3 - корпус; 4 - пробка крана; 5 - патрубок к штуцеру слива; 6 -патрубок к насосу БЦН-1; 7 - патрубок к насосу РНМ-1; 8 - защелка; 9 - пружина; 10 - прокладка; 11 – сальник
Кран состоит из корпуса 3, пробки 4, пружины 9, гайки 2, резинового сальника 11 и ручки 1 со стрелкой. В корпусе крана имеются три отверстия, в которые вварены патрубок 6 для соединения с насосом БЦН-1, патрубок 7 для соединения с насосом РНМ-1 и патрубок 5 для соединения со сливным штуцером откачки топлива насосом БЦН-1.
Ручка крана устанавливается в одно из трех положений:
БАКИ ВКЛЮЧЕНЫ (стрелка направлена на корму машины) - в этом положении обеспечивается последовательная выработка топлива из всех баков системы;
ОТКАЧКА БЦН (стрелка направлена вверх) — в этом положении при включенном насосе БЦН-1 через сливной штуцер и подсоединенный к нему сливной шланг обеспечивается откачка топлива из баков системы в другую машину или любую емкость;
БАКИ ПЕРЕКРЫТЫ (стрелка направлена вниз)—в этом положении все баки отключены от системы питания топливом двигателя.
Кран отключения наружных топливных баков:
1 - фланец; 2 - болт; 3 - сальник; 4 - корпус; 5 - пробка; 6 - патрубок к первому наружному баку; 7 - ручка; 8 - винт; 9 - патрубок к пятому наружному баку: 10 - патрубок к расширительному бачку; 11 - пружина; 12 - прокладка; а - отверстие для соединения со средним баком-стеллажом.
Положения рукоятки крана указаны на табличке, прикрепленной к левому носовому баку впереди крана.
Кран отключения наружных топливных баков служит для отключения (включения) наружных топливных баков от внутренних баков и для сообщения топливных баков с атмосферой. Он крепится на верхней части среднего бака-стеллажа у правого борта машины.
Кран состоит из корпуса 4, фланца 1, пробки 5, ручки 7, пружины 11, прокладки 12, сальника 3. Ручка закреплена на пробке болтом 2. В корпусе крана имеются три отверстия, в которые вварены патрубки: 6 - для соединения с первым наружным топливным баком, 10 - для соединения с расширительным бачком и далее с поплавковым клапаном и атмосферой, 9 — для соединения с пятым наружным топливным баком. Через отверстие а в пробке кран соединяется со средним баком-стеллажом.
Ручка крана может занимать два положения:
ВКЛ. - в этом положении все наружные топливные баки включены в систему; топливо из первого наружного бака перетекает в средний бак-стеллаж через патрубок 6 и отверстие а в пробке 5 крана; патрубки 9 и 10 соединены между собой, и воздух подводится из расширительного бачка и по патрубку 9 поступает в пятый наружный топливный бак (или в левую бочку);
ОТКЛ. - в этом положении все наружные топливные баки отключены от системы питания топливом. Патрубок 10 соединяется с полостью в пробке; при выработке топлива воздух поступает в средний бак-стеллаж из расширительного бачка.
Топливные фильтры. Топливный фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки топлива от механических примесей перед поступлением его в топливоподкачивающий насос. Он установлен в отделении управления на кронштейне топливных приборов слева от сиденья механика-водителя.
Фильтр состоит из стакана 4, крышки 9, фильтрующих секций 5, 6 и 7, пружины 1. Крышка крепится гайкой 10, навернутой на болт 13, приваренный к дну стакана. Разъем крышки со стаканом и фильтрующими секциями уплотнен прокладками 8 и 12. В крышке имеются два резьбовых отверстия, к которым присоединяются подводящий и отводящий трубопроводы.
Топливо по подводящему трубопроводу поступает в полость между стенками стакана и фильтрующими секциями, проходит через секции и по отводящему трубопроводу поступает к топливоподкачивающему насосу.
Топливный фильтр тонкой очистки ТФК-3 крепится к кронштейну, установленному на впускных коллекторах двигателя. Он служит для окончательной очистки топлива от механических примесей перед поступлением его в топливный насос высокого давления НК-12М.
Фильтр состоит из двух стаканов 2, соединенных параллельно, фильтрующих элементов и крышки 3. В дно каждого стакана завальцована пробка 22 с ввернутой в нее шпилькой 8, которая проходит через центральные отверстия фильтрующих элементов.
Каждый фильтрующий элемент состоит из картонных фильтрующих пластин 13, проставочных входных 14 и выходных 15 колец и металлической сетки 16, обтянутой капроновым чехлом 17. Стаканы в сборе с фильтрующими элементами плотно прижимаются через прокладки 11 и 12 к крышке с помощью шпилек 8 и гаек 9.
Топливный фильтр грубой очистки: