Методика изучения концентрации внимания («Перепутанные линии»).
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания.
Экспериментальный материал: таблица с перепутанными линиями, секундомер.
Описание работы: на рисунке 25 перепутанных линий. Один конец каждой линии находится слева, другой – справа. Испытуемый прослеживает каждую линию взглядом слева направо и находит второй ее конец. Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На рисунке перед вами 25 перепутанных линий. Один конец каждой линии находится слева, другой – справа. Ваша задача – прослеживать каждую линию по порядку слева направо только глазами, не пользуясь другими средствами (карандашом, пальцем и.т.п.). Число, которое стоит около найденного правого конца прослеживаемой линии – выписать. Старайтесь работать быстро и внимательно. Время работы – 5 минут».
Фиксация результатов: фиксируются номера правых концов прослеживаемых линий.
Обработка результатов: для проверки правильности ответов используется ключ (см. Ключ). Подсчитывается число правильно прослеженных линий. Далее индивидуальный результат сравнивается с оценочной шкалой.
|
|
Шкала оценок
Показатель | |||||
Количество правильно прослеженных линий | 10 и менее | 11 - 16 | 17 - 22 | 23 – 24 |
Вывод: на основе сравнения собственных результатов со шкалой оценок делается вывод об уровне развития концентрации внимания.
Методика изучения вербального мышления (тест «Числовые ряды»).
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей вербального мышления (на числа).
Экспериментальный материал: бланк с числовыми рядами, секундомер.
Описание работы: испытуемому предлагается бланк с числовыми рядами, построенными по определенной закономерности. В каждом ряду не хватает двух чисел. Необходимо раскрыть закономерность и заполнить пропуски. Вначале решаются примеры. Время работы – 10 минут.
Инструкция: «Перед вами 20 числовых рядов. В каждом ряду есть пропуски. Каждый ряд построен по определенной закономерности. Вам нужно раскрыть закономерность построения каждого ряда и найти недостающие числа.
Время работы – 10 минут. Прежде чем приступить к заданию, решите несколько примеров».
Фиксация результатов: записываются результаты вычислений испытуемого в каждом ряду.
Обработка результатов: ответы испытуемого сверяются с ключом. Подсчитывается общее количество правильных ответов, которые сравниваются со шкалой оценок.
Шкала оценок
Оценка | |||||
Количество правильных ответов | 7 и менее | 8-11 | 12-17 | 18-19 |
Вывод: на основе сравнения собственных результатов (результаты испытуемого) с оценочной шкалой делается вывод об уровне развития вербального мышления на числа.