1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.
2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.
3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.
5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
6. Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать определенные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записывются опорные слова для каждого пункта плана.
7. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
8. Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.
9. Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.
10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.
11. Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки – на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Для проведения работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учетом:
а) точности и последовательности передачи содержания текста;
б) ошибок в построении предложений;
в) неправильного употребления слов;
г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктационных ошибок.
12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).
Работа организуется следующем образом:
1) учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
2) учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
3) учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
4) учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
5) осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
6) организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.
Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:
· понять и раскрыть тему сочинения;
· подчинить свое сочинение определенной мысли;
· собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;
· определить границы сочинения;
· составить план и писать по плану;
· создать текст и записать его;
· использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
· совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.
Классификация сочинений по источникам материала:
1) на основе личного опыта учащихся:
· сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
· сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;
2) на основе опосредованных источников информации:
· сочинения по картинам делятся на три основных вида:
а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;
в) описание картины;
· сочинение на основе прочитанного;
· сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;
· сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;
3) на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;
4) на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п.(при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.
2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.
3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.