Вопрос к тексту

Формула: пред изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Урок «Физические и химические явления» - прочитать раздел «Физические явления» параграфа 13 и составить вопросы.

Что происходит со льдом при нагревании?

Каким образом изменить состояние воды?

Что происходит с веществом в процессе нагревания?

Каким образом перевести газообразное состояние воды в жидкое?

Что такое физическое явление?

Какие физические явления можно наблюдать в природе?

Каким образом можно изменить форму предметов?

Какие изменения происходят при физических явлениях?

После этой работы можно:

- организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам;

- провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос;

- организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам.

16. Лови ошибку!

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками….

Итоговый урок по строению растений предлагаются задания по вариантам:

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

(1 вариант)

Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы.

Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию.

Почка – это зачаточные листья. Почки бывают вегетативные и генеративные.

Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка.

Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные.

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

После работы проводим самопроверку, на доске вывешиваем текст без ошибок и ребята проверяют свои тексты в тетрадях, ставят себе отметку.

1 вариант

Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к высшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод) органы.

Различают мочковатую и стержневую корневые системы. Корень выполняет укрепляющую, всасывающую функции.

Почка – это зачаточный побег. Почки бывают вегетативные и генеративные.

Цветок – это видоизмененный побег. Пестик и тычинки – главные части цветка. Из завязи пестика развиваются плоды. Плоды бывают сочные и сухие.

Так же предлагаются и критерии отметок

10-9 верных ответов – отметка «5»;

8 ответов – отметка «4»;

5-7 ответов – отметка «3».

Есть где развернуться фантазии учителя.

Доклад

Позволяет приобщить учащихся к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят учащихся на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

Формула: подготовку учащихся к чтению докладов провести в несколько этапов.

Технология. Первый этап. Карта сообщения. На первом этапе целесообразно ограничиться короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цель первого этапа – научить составлять и пользоваться «картой сообщения, которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опроный сигнал (или план) остального текста. Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершить сообщение можно стандартной фразой типа: «Я закончил доклад и передаю слово учителю, учащимся».

Второй этап. Отработка регламента. Этот этап отличается от предыдущего только тем, что учитель, предварительно предупредив учащихся, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то учащийся обязан попасть в этот интервал (плюс, минус 20 сек.). Цель этапа – научить детей «чувствовать» время. На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше, песочные часы.

Третий этап. Доклад. Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада 5-7 минут. Если тема «не вмещается» в это время, доклад лучше дробить.

Четвертый этап. Доклад с затруднениями.

Внимание! этот этап не является обязательным. Суть его в том, что учащийся проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в средине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился. Для этого также заранее отрабатываются фразы: «Извините, я продолжу», или «Простите, я оговорился».

В пятом классе я отрабатываю первый и второй этап. Предлагаются темы сообщений: шаровая молния; электростанции; виды осадков; что такое ветер; ураганы и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: