Но существовало еще кое-что, а точнее, кое-кто, способствующий непреходящей популярности записей TheBeatles. Этим «кое-кем» был продюсер и аранжировщик Джордж Мартин. Мартина называли пятым битлом, что подчеркивает значение его вклада в успех группы. Благодаря его классическому образованию, техническим знаниям, изобретательности Beatlesмогли творчески развиваться. Когда Маккартни, например, захотел исполнить «Yesterday» со струнным квартетом, Мартин не стал его отговаривать, он доверился инстинкту Пола-солиста и послушно написал аранжировку, сохранив при этом индивидуальность песни. Когда у ребят появилась идея использовать клавесин для проигрыша в песне «InMyLife» («Моя жизнь»), Мартин нашел инструмент и сам сыграл на нем. Когда они захотели, чтобы оркестр из 40 инструментов импровизировал в песне «А DayInTheLife» («Один день из жизни»), именно Мартин сумел разобраться в хаосе, в который превратилась первая же репетиция. А когда Леннон никак не мог выбрать между двумя контрастными аранжировками «StrawberryFields»[28](одна с оркестровой поддержкой, а вторая — без оной), именно Мартин соединил все вместе, но с разным темпом, создав иллюзию, что одно исполнение было естественным продолжением другого. Когда они захотели расширить свое сознание, а заодно и звуковую картину своей музыки при записи альбомов «Revolver» и «SergeantPepper'sLonelyHearlyClubBand», именно Мартин придал некую форму их взглядам, да и просто помог продержаться в студии (они тогда экспериментировали с психоделиками). И когда группе надоели изыски и они решили вернуться к основам, он помог им спеть лебединую песню «АЬЬеу Road» так, что все поняли: несмотря на длинные волосы, бороды, стеклянные побрякушки и немыслимые кафтаны, они по-прежнему остаются величайшими музыкантами, правда, пришедшими в этом мир из других, более наивных времен.
|
|
Мартин не пытался идти со своими подопечными на компромисс и не льстил им, как сделало бы большинство продюсеров на его месте. Наоборот, он помог Beatlesнайти новое измерение популярной музыки. И что самое удивительное — благодаря ему люди, считавшие до этого рок музыкой для подростков, вдруг осознали: эта музыка уже фактически стала «саундтреком их жизни».