Дэвид Боуи (Дэвид Роберт Джонс) — одна из самых красочных и влиятельных фигур в шоу-бизнесе — был и остается загадочным и магнетическим, как живые легенды Голливуда прежних времен. Его чувство театра, беспокойный поиск совершенной личности происходят, возможно, от страха потерять собственную индивидуальность, потому что его мать и сводный брат страдали от душевной болезни, но именно этот поиск сделал его кумиром разобщенных и склонных к самоанализу 70-х.
Любопытно, что человек, которого называли «хамелеоном рока», испробовал значительное число «альтер эго», прежде чем посвятил себя исполнению роли, принесшей ему известность и определенную славу. В течение 60-х он время от времени играл роль певца R&Bв стиле Джаггера, затем роль мода, подобного Томми Стилу, хиппи и исполнителю, прежде чем успокоился и стал автором оригинальных песен в тени своего друга и наставника Марка Волана. Между 1969 и 1971 годами, когда звезда Волана была в зените, они совместно играли на записях друг у друга, но затем, в 1972 году, Боуи принял гермафродитный образ Болана в его крайнем проявлении, завершая таким образом два десятилетия стереотипа посредственной и капризной рок-звезды. Склонность Боуи к ношению платьев и развеселых волос цвета моркови, возможно, была уловкой, гарантирующей внимание средств массовой информации,но его бисексуальность не была просто позой, она была составным элементом его музыки, как и тема научной фантастики, которая придавала его альбомам декадентский, футуристический дух. «SpaceOddity» («Странное космическое путешествие»), свой первый хит из первой десятки Великобритании 1969 года, он не смог раскрутить должным образом, но спустя три года Боуи возвратился к теме научной фантастики в альбоме «ZiggyStardustAndTheSpidersFromMars» — «Зигти Звездная Пыль и Пауки с Марса». Зигги (Ziggy), эгоцентричная рок-звезда с саморазрушительным характером, звездный пришелец, стал первым и самым большим созданием Боуи. К счастью, Зигги записал лишь один дьявольский альбом прежде, чем создал «RockAndRollSuicide» («Рок-н-ролльное самоубийство»). Поскольку поклонники считали, что Боуи и Зигги — одно и то же, их разочарование было еще более острым, когда Боуи объявил о том, что покончил с этим образом, всего лишь попрошествии года пребывания в данной роли. Но если Зигги сжег себя, Боуи остался жив, и в 1973 году он вернулся с альбомом «AladdinSane» («Здравомыслящий Алад-дин»), где создал образ гораздо более невротического характера на фоне сурового пост-апокалиптического американского пейзажа, озвучивая его более резко по сравнению с полированными ценностями, которые делали Зигги столь приятным для слуха.
|
|
Апокалиптические образы были продолжены и даже усилены в следующем альбоме, «DiamondDogs», «Алмазные собаки» (1974), который показал, что фигура здравомыслящего Аладдина видоизменилась в нечто среднее между стареющей рок-звездой и чужестранцем из книг Оруэлла. Он ввел в новую личность безмерное упадничество и разложение. Но прежде чем смыть грим в последний раз, Боуи подвел итог, сыграв роль в научно-фантастическом кинофильме Ника Роэга «TheManwhoFelltoEarth», «Человек, который упал на Землю» (1975). Похоже, Боуи родился для того, чтобы выступить в этой роли, хотя, честно говоря, он должен был играть ее немного более уверенно.
|
|
К этому времени он возглавлял парад самых знаменитых рок-звезд планеты. Его положение было настолько хорошим, что он смог восстановить карьеры своих кумиров — Лу Рида и Игги Попа. Он продюсировал их альбомы, параллельно пересматривая свою позицию в мире поп-музыки. Когда Боуи снова появился с альбомом «YoungAmericans» («Молодые американцы»), в 1975 году, он выступил как белый певец соул, хотя, к сожалению, не в компании людей из «Stax» или «Atlantic», но с достойной заменой. Боуи назвал это «пластмассовой душой» записи, хотя более точно об этом было сказано так: «Обработанный сырный звук Филадельфии» (Филадельфия была родиной особенно мягкой формы музыки диско, и также назывался известный сорт сыра). По сравнению с бездушным танцевальным «фуражом», который в то время доминировал на дискотеках и на радиостанциях Европы и СоединенныхШтатов, танцевальная музыка Боуи звучала изысканно и дерзко. Но и ее он счел неудовлетворительной, как в свое время панк, и удалился в поисках вдохновения в Берлин. Результатом стал гладкий одноцветный электро-поп альбом «StationТо Station», «От станции к станции» (1976), который свидетельствовал о влияния немецкого электронного трио Kraftwerkи о перемещении Боуи все дальше и дальше от обычного рока, хотя сила песен гарантировала альбому коммерческий успех.
Уникальная сюрреалистическая атмосфера Западного Берлина произвела на Боуи глубокое впечатление. Три следующих альбома, «Low», «Низко» (1977), «Heroes», «Герои» (1977) и «Lodger», «Жилец» (1979), он сделал, отходя от микрофона далеко в тень, чтобы плескаться в волнах экспериментальной электронной музыки с волшебником клавиш Брайаном Иноу, экс-RoxyMusic, и гитаристом из KingCrimsonРобертом Фриппом. В альбоме «Low», первом и лучшем из трех, вокал Боуи был минимален, и просторно было всем. Это сильный и необычайно красивый альбом, который вдохновил поколение музыкально необразованных, но восторженных почитателей его таланта, от Гари Ньюмэна и TheHumanLeagueдо JoyDivision, взяться за свои инструменты, как предыдущие поколения взялись за гитары и создали саундтреки для большей части 80-х.
После «Low» популярность Боуи уже не достигала прежних высот. Исключением был великолепный альбом «ScaryMonsters» («Пугливые чудища»), и хит-сингл «AshesТо Ashes» («Пепел к пеплу»), вышедший в 1980 году. Казалось, он истощил себя, пробуя превзойти собственные замечательные достижения. Почти десятилетие он либо ускорял, либо побуждал к жизни главные тенденции поп-музыки; он написал так много выдающихся песен, что потребовалось два ретроспективных компакт-диска, чтобы охватить их все. По иронии судьбы, большее количество записей он продал не в течение всех своих «золотых лет», а именно тогда, когда его влияние пошло на убыль. В 1997 году он стал первой рок-звездой, которая самостоятельно стала «плавать» на рынке акций, и «наловил» ни много ни мало 500 миллионов фунтов!