Восприятие речи

Тест

по дисциплине «Психолингвистика»

(обзорный)

1. Дайте определение психолингвистики

2. Что выступает аспектами языковых явлений по А.А.Леонтьеву?

а) восприятие речи, д) языковая способность,

б) речь \ речевая деятельность, е) протоязык,

в) понятия, ж) языковая система,

г) вербальный интеллект, з) ментальный язык.

3. Установите авторство следующих научных утверждений:

1. Биологическая концепция языка:

«языки – природные организмы, высшие из всех,

независимы от воли индивида, делятся на виды,

роды, подвиды». В.Вундт

2.Выделил предметное мышление (оперирование

представлениями о предметах объективного В.Кинч

мира) и языковое мышление (оперирование

представлениями о представлениях).

3. Генеративно-трансформационная грамматика: Р.Сперри

языковая способность врождённа, обеспечивается

наличием врождённой универсальной порождающей

грамматики в сознании человека. Н.Т.Ерчак

4. Теория речевой деятельности: речевая деятельность –

социальная, целенаправленная, мотивированная

активность человека. Х.Штейнталь

5. Универсальный предметный код – особый язык

интеллекта, система знаков, имеющих характер

чувственного отражения действительности в сознании. А. Шлейхер

6. Теория смысловых единиц: ментальная активность

обеспечивается образами, знаками и эмоциями, которые

индивидуально своеобразно представлены в едином Н.И. Жинкин

формате смысловых единиц.

7. Жестовая теория происхождения языка: вначале был

осмысленный жест, затем – осмысленный звук. А.А.Леонтьев

8. Эсперанто – в переводе «надеющийся», основан на

наиболее распространённых корнях слов крупных

европейских языков, отличается простейшей грамматикой Н.Хомский

и музыкальным звучанием.

9. Концептуально-пропозициональная гипотеза: пропозиция

базовый компонент вербального мышления. Л.Заменгоф

10. Дуальная организация работы мозга:

каждое полушарие является ведущим в реализации

определённых психических функций.

4. Определите временные границы периодов онтогенеза речи, каковы их особенности? возраст особенности

1) Доречевой 0 – _____; _________________

2) Когнитивно-языковой ____ – ____; _________________

3) Собственно речевой ____ – ____; _________________

5. Какое из утверждений относительно связи мышления и языка истинно?

а) Мышление и речь – это разные и независимые друг от друга познавательные процессы.

б) Мышление – это беззвучная речь.

в) Невозможно мышление без языка и язык без мышления.

г) Некоторые виды мышления человека не имеют непосредственной связи с речью, но тем не менее испытывают её влияние.

6. Какое из утверждений о связи мышления, эмоций и языка ложно?

а) Люди нередко мыслят, оперируя образами, а не понятиями.

б) Языковые особенности детерминированы условиями жизни и деятельности народа.

в) Мышление глухонемых качественно иное, нежели мышление нормально развивающихся слышащих людей.

г) Речь на родном языке более непосредственно связана с эмоциональной сферой, чем на иностранном.

7. Какая из приведённых характеристик не присуща внутренней речи?

а) сокращённость и свёрнутость, в) избыточность,

б) низкая помехоустойчивость, г) производность от внешней речи.

8. Как называется процесс формирования внутренней речи на основе внешней?

а ) интроспекция, в) интерференция,

б) интериоризация, г) инсайт.

9. Как известно, у человека правое и левое полушария головного мозга выполняют неодинаковые функции. Какие из особенностей функционирования психики определяются деятельностью правого полушария, а какие – левого?

а) ориентация в пространстве, е) непроизвольная память,

б) реальное время, ж) прогноз будущего,

в) память «времени жизни», з) интуиция,

г) вербальный интеллект, и) индукция

д) образы, к) анализ.

10. Соотнесите термин с определением.

а) Реализация человеком его языковой способности 1. смысловое восприятие

для целей коммуникации и мышления.

б) Исторический процесс возникновения и развития 2. языковая способность

человеческого языка.

в) Психофизиологически обусловленный, но социальный 3. тематическая

продукт, обеспечивающий овладение и владение языком. прогрессия текста

с) Перцептивно-мыслительно-мнемический процесс

д) Постепенное введение в сообщении новой информации 4. эгоцентрическая речь

с опорой на известные данные.

е) Динамическая иерархическая знаковая система, 5. языковая система

характеризующаяся связностью формы, цельностью содержания

и обладающая доступным для понимания смыслом. 6. текст

ж) Объективная надиндивидная система знаков, правил и норм

их функционирования. 7. филогенез языка

з) Разговор с воображаемым собеседником, создание социального

резонанса при отсутствии видимого собеседника. 8. Речь\речевая

деятельность

11. Какие существуют теории филогенеза языка?

11. Изложите уровневую модель речевосприятия.

11. Кратко изложите теорию внутренней речи.

11. Что представляет собой протоязык?

11. Что представляет собой процесс понимания речи по горизонтали?

11. Что представляет собой процесс понимания речи по вертикали?

11. Какова общая схема и разновидности ассоциативного эксперимента?

11. Изложите стадии голосового развития ребёнка.

11. Каковы четыре группы систем поддерживающей альтернативной коммуникации?

11. Какие речевые зоны локализованы в левом полушарии головного мозга, каковы их функции?

Какие – в правом и их функциональное назначение –

«Психолингвистика как самостоятельная дисциплина интегративного типа»

I. Дайте определение языковой способности.

II. Каковы существующие точки зрения в отечественной науке и за рубежом на современный статус психолингвистики?

III. Какие явления выступают аспектами языковых явлений по А.А. Леонтьеву?

А) внутренняя речь Ж) ментальный язык,

Б) система языка З) понятия

Г) вербальный интеллект И) речепорождение

Д) языковая способность К) языковая личность

Е) речевой механизм Л) речь / речевая деятельность

IV. Вспомните периодизацию становления и развития психолингвистики и заполните схему теоретико-информационной интерпретации вербальной коммуникации

       
 
 
   
(?)_______________


V. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Изучение каких процессов явилось проблемной областью психолингвистики в период ее оформления как самостоятельной области исследования?

2) Какой метод стал основным методом психолингвистики? В чем его суть?

3) Укажите авторов двух первых психолингвистических теорий.

4) Опишите современный период (третий) психолингвистики, особенности ее развития.

VI. Определите сферу научных интересов современных отраслей психолингвистики

1. Философское направление психолингвистики А) Проблема связи языка и мышления, знаковости ментального языка
  Б) Моделирование вербального поведения человека в системах искусственного интеллекта
2. Лингвистическое направление психолингвистики В) Языковая личность и культура Г) Онтогенез речи
  Д) Восстановление речи при ее нарушениях
3. Этнопсихолингвистика Е) Филогенез языка Ж) Взаимосвязь логики мышления и грамматики языка
4. Социопсихолингвистика З) Изучение моделей вербального поведения человека в зависимости от его социальной роли и статуса И) Обеспечение общения у детей с особенностями психофизического развития
5. Психолингвистика развития К) Методы и приемы речевого воздействия Л) Особенности восприятия человеком текстов СМИ, их воздействие на сознание слушающего М) Создание автоматических систем обработки текста
6. Патопсихолингвистика Н) Фоносемантика – дисциплина, изучающая значения звукоизобразительной системы языка
7. Инженерная психолингвистика О) Вопросы межкультурного взаимодействия П) Герменевтика – исследование структуры, характеристик текста, особенностей его понимания.

VII. Можно ли считать психолингвистику самостоятельно наукой? Почему? Какие особенности данного направления исследований позволяют (не позволяют), по вашему мнению, считать ее самостоятельной наукой?

«Онтогенез речи»

1.Какая из нижеследующих особенностей не является врожденной предпосылкой к овладению речью?

А) слух; Г) потребность в общении;

Б) неосознанная фонация; Д) инстинкты и безусловные

В) гуление; рефлексы

2.Какая из ниже следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?

А) развитие потребности в общении;

Б) голосовое развитие ребенка;

В) детское речетворчество;

Г) формирование и функционирование протоязыка;

Д) формирование звукоподражательного словаря.

3.Какая из ниже следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?

А ) доинтеллектуальная речь;

Б) появление потребности в новых впечатлениях;

В) доречевой интеллект;

Г) обобщение по схеме «куча»;

Д) доминирование невербального общения;

4.Словарь ребенка в возрасте 1 – 3 лет, включающий языковые единицы, которые ребенок вычленяет в речевом потоке говорящего и воспринимает как значимые, однако не использует в собственной речи из-за сложности артикулирования.

А) активный В) сенсорный Д) сенсомоторный

Б) звукоподражательный Г) базовый

5.Какие категории слов ребенок выделяет прежде всего, начиная расчленять речь взрослого человека?

А ) предлоги и союзы В) числительные и наречия

Б) существительные и глаголы Г) междометия

Б) местоимения и прилагательные

6.В каком возрасте речь ребенка из аффективно-волевой стадии переходит в интеллектуальную фазу своего развития?

А) около 1 года В) около 3 лет Д) около 5 лет

Б) около 2 лет Г) около 4 лет

7.Лепет – слоговая фонация, основанная на удвоении слога, формирующаяся на основе механизма ___________.

8.Какое из следующих утверждений ложно

А) мышление и речь развиваются автономно в возрасте приблизительно до двух лет;

Б) в речевом онтогенезе можно констатировать наличие фазы доинтеллектуальной речи и доречевого мышления;

В) первое слово ребенка – целая фраза, односложное предложение;

Г) крик, лепет являются доинтеллектуальными стадиями в развитии речи ребенка;

Д) в возрасте около двух лет протоязык исчезает и заменяется общением на естественном языке

9._______________ – процесс овладения ребенком языком, становления и развития речи отдельного индивида.

10.____________________ – громкая речь ребенка, сопровождающая его действия вне зависимости от присутствия собеседника; возникает путем перенесения ребенком социальных форм поведения, коллективного сотрудничества в сферу интрапсихических функций.

11.Какая из ниже следующих особенностей не характеризует когнитивно-языковой период онтогенеза речь?

А) генерализация в речи ребенка

Б) диалогическая направленность детской речи

В) однозначность в детской речи;

Г) обобщение по схеме «комплекс»;

Д) эгоцентрическая речь.

12.Какой возрастной период характеризуется максимально высоким коэффициентом эгоцентрической речи в массиве спонтанной речи ребенка?

А) 1 – 3 В) 5 – 7 Д) 9 – 11

Б) 3 – 5 Г) 7 – 9

13.Убывание эгоцентрической речи проявляется в следующих особенностях (лишнее исключите):

А) опускание слов и переход к телеграфному стилю;

Б) редуцирование фонетических характеристик речи;

В) опускание группы подлежащего;

Г) сохранение группы сказуемого;
Д) снижение предикативности речи.

14.Какая из приведенных характеристик не соответствует речевому развитию ребенка в период 7—11 лет?

А) формирование аппарата внутренней речи Г) детское «речетворчество»
Б) мышление понятиями-комплексами Д) переход эгоцентрической речи во внутреннее проговаривание
В) увеличение скорости речи

15.Промежуточным этапом от громкой внешней речи ко внутреннему проговариванию выступает процесс ____________________.

16.Что выступает причиной сверхгенерализации в детской речи?

А) приобретение моторного навыка Г) преобладание уровня языкового развития ребенка над его достижениями на интеллектуальном уровне
Б) преобладание сенсорного словаря над сенсомоторным
В) преобладание сенсомоторного словаря над сенсорным Д) общее недоразвитие речи

17.Какой возрастной период выступает этапом псевдопонятийного мышления –мышления понятиями–комплексами?

А ) 1 – 4 В) 6 – 11 Д) 6 – 18

Б) 2 – 7 Г) 3 – 14

18.Аппарат внутренней речи завершает свое формирование в ________ период речевого онтогенеза?

А) собственно речевой; Г) когнитивно-языковой

Б) доречевой; Д) юношеский

В) раннего детства

19. Пик речетворческой активности приходится на возраст_______

А ) 3 —7 лет В) 5 – 9 лет Д) 10 – 15 лет

Б) 1 – 3 года Г) 8 – 12 лет

20.Какая из следующих особенностей не символизирует достижение ребенком уровня интериоризации речи?

А) формирование аппарата внутренней речи;

Б) активное формирование контекстной речи;

В) формирование языковой компетенции;

Г) наличие внутреннего проговаривания;

Д) увеличение скорости речи.

21.Собственно речевой период онтогенеза речи есть развитие _________________ деятельности.

22.Это не врожденный язык, может не совпадать с государственным, официальным и национальным языками, это язык, на котором ребенок произносит первые слова.

А ) родной язык;

Б) доминантный язык,

В) протоязык;

Г) второй язык;

Д) иностранный язык.

23. Язык, изучаемый в искусственной языковой атмосфере есть ________________.

А ) родной язык;

Б) доминантный язык,

В) протоязык;

Г) второй язык;

Д) иностранный язык.

24. Когнитивно-языковой период речевого онтогенеза знаменует формирование ___________________ компетенции ребенка.

Восприятие речи

1. И.А. Зимняя определяет смысловое восприятие как «перцептивно-мыслительно-мнемическую» деятельность, поскольку оно предполагает активацию основных когнитивных систем – __________________________.

А) восприятия, мышления, понимания.

Б) восприятия, мышления, памяти.

В) перцепции, интеллекта, воображения.

Г) восприятия, памяти, воображения.

Д) представления, мышления, понимания.

2. Наличие качественно различных вариантов физической реализации в речи одного и того же звука в зависимости от фонетического окружения, ударения, ритма и других характеристик речи называется _________________ изменчивостью.

3. Распознавание слуховых / графических образов осуществляется на ___________ уровне речевосприятия.

4. ________________ изменчивость – это особые акустические свойства речи как результат психофизиологических особенностей произнесения звуков и слов говорящим: картавость, заикание, шепелявость, акцент и т.д.

5. Способность хорошо идентифицировать звуки речи позволяет говорить о наличии у человека хорошего ________________ слуха.

6. Выделяют два плана смыслового восприятия речи, составляющих два его этапа: 1) на уровне языковых значений (______________ анализ) и 2) собственно содержательно-смысловой стороны сообщения (смысловой анализ).

7. Рассуждая о всегда присутствующей нормативной тождественности языковой форма и обязательном наличии субъективного, индивидуально-неповторимого осуществления и реализации данной формы в единичном речевом акте, В.Н. Волошинов имел в виду ____________________ изменчивость речи.

8. Как показывают экспериментальные исследования по распознаванию речи, «зрелому» аудитору вполне достаточно четко различать около ________% звуков речевого континуума, чтобы воспринимаемое им сообщение было принято удовлетворительно.

А) 40 Б) 60 В) 80 Г) 90 Д) 100

9. ________________ теориямеханизма идентификации речи исходит из сенсорного принципа восприятия: воспринимаемый на слух языковой сигнал сопоставляется с фонетическим эталоном в долговременной памяти реципиента по качеству звучания, тогда как артикуляционный компонент факультативен.

10. ________________ теория в ее радикальном варианте рассматривает восприятие речи как активный динамический процесс, происходящий при обязательном участии речедвигательного звена. При восприятии речи реципиент моделирует ее артикуляционные параметры: имеет место произнесение реципиентом воспринимаемого текста вслед за говорящим во внутреннем проговаривании.

11. Научное направление, изучающее мотивированность звукоизобразительной системы языка, то есть устойчивые связи между звуковым составом слов (или графическим изображением букв в словах) и признаками обозначаемых словами объектов и явлений, что вызывает со-ощущения и со-эмоции, называется _______________.

12. На ________________ уровне восприятия речи осуществляется разборчивость звукосочетаний – слогов, слов, фраз – посредством сегментации речевого потока на отдельные элементы.

13. Осмысление упорядоченных звукосочетаний (слов и цельных синтаксических структур), которое может иметь либо положительный результат (достижение понимания), либо отрицательный (непонимание) осуществляется на самом высоком уровне восприятия речи, который называется _____________ восприятие.

14. Кто из ученых является автором следующего квазипредложения, демонстрирующего роль грамматики в восприятии и понимании речи: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»?

15. Существует тесная связь грамматических и _________________ категорий, что позволяет через грамматические категории устанавливать временные, пространственные отношения, каузальные, понятийные и другие зависимости.

16. Сравните особенности восприятия следующих предложений: «Собака преследовала кота» и «Кота преследовала собака».

А) нет разницы в восприятии этих предложений;

Б) первое предложение воспринимается быстрее и легче;

В) второе предложение воспринимается быстрее и легче;

Г) при восприятии первого предложения роль образов значительнее;

Д) восприятие второго предложения требует приведения его к ядерной синтаксической модели (S – P – O).

17. Какое из утверждений об особенностях восприятия устной и письменной речи не соответствует истине?

А) восприятие письменной речи не затруднено особенностями аллофонической и дикторской изменчивости звуков;

Б) письменный текст распределен в пространстве, устойчив, линеен;

В) невербальные средства общения облегчают аудирование;

Г) письменная речь сопровождается просодическими характеристиками;

Д) устный текст распределен во времени, не линеен, вариативен.

18. Согласно А.А. Леонтьеву, фонетические и акустический аспекты рецепции речевых сигналов соответствуют уровню ______________.

А) акутального осознания;

Б) сознательного контроля;

В) подсознательного контроля;

Г) бессознательного контроля;

Д) бессознательного.

19. _______________ текста – это мыслительно-мнемический процесс, предполагающий смысловую обработку уже воспринятой и запечатленной в памяти информации путем построения адекватной структурированной ментальной репрезентации сообщения.

20. При горизонтально направленном движении мысли в процессе понимания текста имеет место явление, названное Л.С. Выготским __________ смыслов: каждый последующий компонент не просто присоединяется, а вливается в предыдущий при их единовременном взаимовлиянии.

21. Смысловой уровень текста не линеен. Существуют уровни смысла, определяющие глубину понимания сообщения: а) понимание содержания текста (нерефлексивное понимание), б) общего смысла (рефлексивное понимание), в) _____________ смысла (рефлексия 2-ого порядка), глубинного смысла (рефлексия 3-его, 4-ого, n-ого порядка).

22. Все действия реципиента, составляющие динамику понимания текста, носят __________________ характер – реципиент постоянно выдвигает гипотезы (сильные или слабые), подтверждает их, корректирует, отклоняет и формирует новые. Гипотезы выдвигаются, начиная с восприятия звуков и заканчивая установлением содержания и смысла сообщения.

23. _____________ искусство толкования и понимания текстов.

24. _____________ – коммуникативное явление, рассматриваемое в текущем режиме и текущем времени, это множество «высказываний» (сегментов знаний), присущих некоторой социально-политической группе или эпохе, характеризующееся особым использованием язык, за которым стоит своя идеологически и национально-исторически обусловленная ментальность.

25. ______________ – самостоятельный и независимый канал общения, предполагающий использование таких форм самовыражения и обмена информацией как жесты, мимику, телодвижения, вокальные и просодические средства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: