Тема: песок.
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Эксперимент 1. (песок сухой – он светлый, сыпучий)
- Что насыпано в ваших тарелочках? Какого цвета песок? Дети потрогайте песок и скажите, какой он? Скажем вместе: сухой, сыпучий. Насыпьте его на ладошку. Посмотрите, из чего состоит песок?
Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок. Они маленькие. Как трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает слова демонстрацией опыта.) У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики? Почему не получились? (Песок сухой.)
Эксперимент 2. (Песок мокрый – он тёмный, холодный, из него можно лепить).
- Кто знает, что будет, если в песок налить воду? Давайте проверим. Воспитатель вызывает одного ребёнка, который с помощью него наливает воду в песок. – Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый?
Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.
Эксперимент 3. – Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой. (Показывает детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Тема: наблюдение за природным материалом.
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
Эксперимент 1. (Влажный песок тяжелее, сухой песок легче.)
Воспитатель демонстрирует детям мешочки (один наполнен сухим песком, второй – влажным песком), не показывая, какой именно песок лежит в каждом из мешочков. – Что у меня в руках? Что в мешочках? Как вы думаете? Воспитатель даёт детям ощупать мешочки, акцентирует внимание детей на том, что в мешочках лежит один и тот же материал. Сравните мешочки. Какой из них легче, какой тяжелее? Почему? Проверим. Воспитатель раскрывает мешочки. В том мешочке, который легче по весу, лежит сухой песок, а в мешочке, который тяжелее, находится влажный песок.
Эксперимент 2. (Влажный песок формуется, на влажном песке полочкой рисуется легче.)
- Возьмите палочку и попробуйте провести ею по сухому и влажному песку. По какому песку лучше рисуется? (По влажному.)
Вывод. Правильно, на влажном песке палочкой рисуется лучше. Почему? (Высказывания детей.)
Вывод. Сухой песок сыпучий, влажный песок – тяжёлый, легко формуется.