Применяемые для наддува воздуха в цилиндры судовых дизелей турбокомпрессоры представляют собой выполненные в одном агрегате центробежный компрессор и осевую (или центростремительную) турбину, приводимую в действие выпускными газами дизеля. Монтируют их непосредственно на дизеле.
Различают турбокомпрессоры с центробежным компрессором и центростремительной турбиной (ТКР) и с центробежным компрессором и осевой турбиной (ТК). Турбокомпрессоры обоих типов различают по исполнению:
Н - низкого давления, со степенью повышения давления от 1,3 до 1,9;
С - среднего давления, со степенью повышения давления от 1,9 до 2,5;
В - высокого давления, со степенью повышения давления от 2,5 до 3,5.
Рабочие колеса турбины и компрессора в сборе с валом представляют собой ротор турбокомпрессора. При этом диск рабочего колеса турбины обычно выточен вместе с валом из одной поковки или приварен к валу. Рабочее колесо компрессора насажено на вал.
Статор или корпус турбокомпрессора в сборе, если турбина осевая, состоит из трех частей: газоприемного корпуса, корпуса турбины и корпуса компрессора, а у турбокомпрессоров с центростремительной турбиной
|
|
из корпуса турбины, корпуса подшипника и корпуса компрессора. Координацию взаимного расположения названных корпусов в сборе обеспечивают точной обработкой базовых плоскостей и центрирующих заточек, которыми они сопрягаются, а также призонными штифтами.
Корпусные детали, составляющие корпус турбокомпрессора, изготовлены из фасонных отливок из алюминиевого сплава или чугуна. В газоприемном корпусе, корпусах турбины и подшипника предусмотрены водяные рубашки, в которых циркулирует охлаждающая вода из системы охлаждения дизеля. Корпус и рабочее колесо компрессора обычно изготовлены из алюминиевого сплава, другие корпусные детали (кожуха, диффузоры, кольца соплового аппарата), омываемые выпускными газами, обычно из чугунного литья, а подобные детали компрессора из алюминиевого сплава. Рабочее колесо турбины, лопатки его и лопатки соплового аппарата изготавливают из жаропрочной и коррозионно-стойкой стали.
Уплотняющие устройства турбокомпрессоров предназначаются для уменьшения утечек воздуха и выпускных газов через зазоры, а также для изоляции масляных полостей опорных подшипников. Они выполняются в виде лабиринтовых, винтовых (бесконтактный тип) и кольцевых (контактный тип) узлов уплотнений, расположенных на валу ротора.
В турбокомпрессорах применяются подшипники скольжения и качения, причем подшипники скольжения обеспечивают большую надежность и долговечность. К опорным подшипникам предъявляются высокие требования по износостойкости, потерям на трение и обеспечению точной центровки деталей ротора относительно соответствующих корпусов турбокомпрессора, при наличии динамических нагрузок от неуравновешенных вращающихся масс ротора.