Определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения.

Это сложная форма сознательной деятельности, в которой участвуют как минимум 2 субъекта: формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Наиболее полное определение предложено отечественным психолингвистом И.А. Зимней:

· «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».

Речевая деятельность может входить в другую более широкую деятельность: трудовую, познавательную, игровую.

Отличительные признаки речевой деятельности (по А.А.Леонтьеву)

1. Предметность речевой деятельности. Речь всегда направлена на тот или иной предмет.

2. Целенаправленность. Любое речевое высказывание имеет свою цель. Цель обычно связана с функцией речи: передать информацию, что-то спросить. При этом РД может быть автономна, т.е. происходить самостоятельно (в беседе) либо в структуре другой деятельности, когда сама по себе цель не является речевой (в столовой человек просит хлеб).

3. Мотивированность. Всегда есть мотив.

4. Фазная (горизонтальная) организация деятельности. Программа – реализация – контроль. Принцип соподчинения, каждое действие подготавливает к последующему действию.

5. Иерархическая (вертикальная) организация речевой деятельности

1. Смысловой уровень

2. Языковой уровень

3. Сенсомоторный уровень

6. Эвристический характер речевой деятельности. Касается конкретно восприятия. При восприятии велика роль смысловой догадки. Человек определяет смысл высказывания по наиболее информативным фрагментам.

7. Вся речевая деятельность обусловлена функционированием психических процессов, которые выступают в качестве первичных психологических механизмов РД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: