1. Планирования - у ребенка появляются произвольные формы разных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.
2. Функция обобщения. Человек с помощью слова отражает действительность, а в значении каждого слова одновременно отражены общие и отличительные признаки предметов, т.е. в этом смысле каждое слово уже является понятием, уже обобщает.
3. Номинативная - является первичной в онтогенезе речи. Первым делом ребенок учится называть окружающие предметы. Данный языковой символ помогает заместить предмет.
4. Эмотивная (эмоционально-выразительная) - подлинный конкретный смысл раскрывается не только через значение слов, но и через эмоциональные и выразительные средства (интонацию, модуляции голоса, жесты, паузы и т.д.)
Внутренняя речь как вид речевой деятельности. Назовите и охарактеризуйте основные специфические качества внутренней речи по концепции Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – А.А. Леонтьева.
Внутренняя речь – это особый самостоятельный момент речевого мышления, в котором сфокусированы все динамические отношения мысли и слова. Она возникает из внешней речи и отличается от нее максимальной сокращенностью.
Особенности внутренней речи:
1. Максимальная (абсолютная) предикативность.
Выготский в своих исследованиях пришел к выводу, что у внутренней речи «свой особый синтаксис», который заключается в отрывочности, фрагментарности, сокращенности по сравнению с внешней. «В ней в первую очередь сокращается подлежащее (так как говорящему и так понятен предмет мысли) и остается сказуемое с относящимися к нему словами. Т.е. внутренняя речь указывает, что нужно выполнить.
2. Свернутость, сокращенность структуры речевого высказывания.
Превращаясь во внутреннюю, внешняя речь свертывается, интериоризируется, теряет свой развернутый морфологический и грамматический характер.
Кроме того, происходит редуцирование фонетики. Нет надобности произносить слово до конца. Возникает звуковой каркас слова в виде опорных согласных (кн – вместо книга или корневая морфема).
3. Особый семантический строй:
a. Преобладание смысла над значением
Значение всегда постоянно и неизменно, а смысл слова меняется в различных контекстах. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом.
Во внутренней речи преобладание смысла доведено до математического предела. Внутренняя речь оперирует преимущественно семантикой.
b. Агглютинация семантических единиц
- своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Слово, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л. С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи.
c. Идеоматичность (индивидуальная семантика) речи.
Во внутренней речи возникает «внутренний диалект». Человек понимает смысл слов через призму собственного предыдущего опыта, вследствие чего рождается индивидуальное значение слов, понятных только в плане внутренней речи.