В шк возре совершенствуется прежде всего обобщ-я ф-я. Шк овладевает сис-мой нов знач-й, усваивая их не тольк из своего практич опыта и непоср-ного общ-я со взрос, но и на осне закреп-го в учебн предметах общ-но-историч опыта. В курсе шк обуч-я шк прох путь от усв-я знач-й к их см перераб-ке. Соврем 63_4) методы развив-го и проблемн обуч-я интенсифицир-т см познават-ную и исслед-скую деят-ть шка.
Сущ-но совершенств-ся регулятивн ф-и:
- укреп-ся регуляция деят-ти др людей, прояв-ся во всех видах колл-ной ученической деят-ти, во внешк-й жизни подростков.
- возник нов аспекты в рег-ии своего повед-я. Ф-я смрегуляции все > осложн-ся соц-ми опоср-ями. Эт происх на перехе от младш к средн шк возру, нач-ся с осоЗ реб-ком своей собств соц позиции (ч-з отнош-я в колл-ве детей и отнош-я со взрос) и треб специфич Н самовыр-я (реч выр-я своей т з), реализующ ф-ю смусовершенств-я (перспективн регуляцию своего повед-я).
=>, хар-ной чертой регулятивн ф-и в шк возре яв-ся то, что она вых далеко за пределы непоср-ного опыта реб-ка. Мотивом к регуляции деят-ти - своей и др людей – стан-ся усв-я шком сис-ма соц цен-тей. Начо эт проца залож уже в ролевой игре, где дети приступ к усв-ю норм и эталонов соц отнош-й взрос. Спецификой шк и особ подросткового возра оказ-ся то, что усв-е соц цен-тей опоср-ся интенсивн ростом смЗ подростка – форм-ем его собств позиции среди др людей и осоЗ эт позиции.
|
|
ОсоЗ язых ср-в стан-ся важн усл-ем форм-я реч деят-ти. Др отличит-ной особ-тью шк возра яв-ся овлад-е реб-ком принципиальн нов ф-мой - письм речью.
Овлад-е св-вами письм речи (развернутость и связ-ть, структная слож-ть) форм-ет у шка У преднамер-го излож-я своей мысли, т. е. способств произв и осозн осущ-ю реч деят-ти. Письм речь принципиальн усложн структу общ-я, т к откр возм-ть обращ-я к отсутствующему собеседнику. Усв-е письм речи дает толчок к дальнейш разв-ю всех ф-й речи: обмена инфой, регулятивн ф-и, смрегуляции и т. д.
Дифф-я собств коммуникативн речи и «речи для себя» к концу дошк детства стан-ся усл-ем слож взаимод-я эт ф-й в шк Т. Так, ф-и внутр речи все > социализир-ся, опоср-ся коммуникативн аспектом (планир-е отдельн действий превращ-ся в соц опоср-ные процы смвоспит-я и смобраз-я); ф-я речи «для др» все > интеллектуализир-ся, опоср-ся инд-ным внутр миром говорящего, перераст в ф-ю дифф-ного инд-ного возд-я. Вместе 63_5) с тем внутр речь дифф-ся в зав-ти от тех видов деят-ти, в кот она вкл-ся.
Обуч-е е наиб сис-матизир-ная ф-ма общ-я. Проц коммуникации м-у уч-лем и уч-ком в ходе обуч-я зав-т от того, как шк поним речь уч-ля, и от того, как он м вербализ свои З. Обобщ-я ф-я речи прямо свя-з с процом обуч-я и форм-ся в ходе него.
Деят-ть общ-я, яв-яся ведущ для сред шк возра, хар-ся тем, что расшир-ся сфера общ-я реб-ка (за пределы семьи шкы) и обостр-ся необх-ть дифф-ного отнош-я к собеседникам. Эт форм-ет ф-ю рег-ции и связ с ней дифф-ное возд-е.
В старш шк возре ведущ проф-но-ориентировоч деят-ть весьма ощутимо форм-ет ф-ю смрегуляции, отсюда целеустремленность старш шка, его смогранич-е в расход-и t, F и т. д.