Свободный ассоциативный эксперимент

Любой ПЛ эксперимент проводится с целью доказательства или опровержения гипотезы (верификация). Гипотезой не может быть аксиоматичное высказывание. При анализе и проведении эксперимента можно опираться на ранее полученные данные анализа языкового материала. В зависимости от многих факторов (возраста, пола, профессии, особенностей культуры) полученные результаты будут варьироваться. Стереотипные представления могут отличаться от современных.

- Представляем слово информантом для того, чтобы описать его ассоциативный потенциал.

- Отбор испытуемых. Выборка должна быть репрезентативной (не менее 25 человек). Если выборка смешанная, тогда и задача, цель эксперимента общая. Группа может быть выбрана с учетом фактора, ограничивающего количество и характер реакции (один возраст, один пол и т.д.)

- Инструкция испытуемым. В письменном или устном виде предлагается какое-либо слово-стимул, и они должны привести первые пришедшие в голову ассоциации, поэтому задание лучше давать в письменном виде (легче собирать и обрабатывать). Если большая выборка информантов, то можно им дать 100 слов, попросить привести только одну реакцию, но ограничить время (5-7 мин.). Если мы просим испытуемого привести только одну ассоциацию, то при обработке получим самые стереотипные реакции, если больше слов – можно выделить личные реакции. Каждая словоформа – отдельная реакция («написать», «написал» = 2 реакции).

- Все полученные реакции распределяются по нескольким группам:

I. Количественная обработка. На этом этапе все реакции распределяются по группам с учетом индекса частотности.

1) Ядро. В него входят самые частотные реакции.

2) Ближняя периферия. 2-4 шага вниз от ядра.

3) Дальняя периферия. Малочастотные реакции. От 4-5 до 2

4) Все единичные ассоциации попадают в зону крайней периферии.

В результате мы получаем модель ассоциативного поля, в которой ядро будет фиксировать стереотипные реакции, ближняя периферия – актуальные смыслы, а дальняя и крайняя периферии – отдаленные ассоциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: