Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом — человек подбирается для профессии, при второй — профессия для человека.
Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обострения болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен вопрос о выборе профессии.
|
|
Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических расстройств, заболеваний соматического характера. Такое несоответствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую профориентацию подростков эффективным средством профилактики, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профессии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др.).
Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Часто профессиональные требования приобретают резко выраженный специфический характер и предполагают наличие у работника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на освоение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специфическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).
|
|
Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, принимающих участие в трудовой деятельности, в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение требований профессии и адаптацию организма к условиям производства. Успешность формирования такой функциональной системы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).
Определение оптимального исходного уровня физиологических функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обеспечивает качественное выполнение основных требований профессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успешность освоения подростками широкого спектра массовых рабочих профессий являются, прежде всего, такие функции высшей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологических свойств памяти и внимания.
Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретенные человеком качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетически и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.
При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.
В современной производственной сфере встречаются профессии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 функциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, механизатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие — к свойствам высшей нервной деятельности (например, оператор энергоустановки) и т.д.
В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):
· 1. Двигательные (моторные) — мышечная сила, выносливость, показатели координационных свойств;
· 2. Сенсорные — анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);
· 3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);
· 4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);
· 5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мышления);
· 6. Характерологические особенности личности (выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).
Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:
· I-я группа профессий — наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;
|
|
· II-я группа профессий — наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;
· III-я группа профессий — наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.
Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляемых к психофизиологическим особенностям работника.
К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, оператор подземного ремонта скважин. Профессии этой группы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.
Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памяти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профессий к организму ниже, чем в первой группе, он все же достаточно высок. При их выборе также желательна психофизиологическая профессиональная консультация.
Третья группа, как правило, включает современные массовые профессии. Нередко в этой группе профессий комплекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость профессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.
Профессиограмма для проведения медико-физиологической профессиональной консультации включает следующие разделы:
· 1. Санитарно-гигиенические условия — «вредность труда»;
· 2. Тяжесть труда;
· 3. Напряженность труда;
· 4. Профессионально значимые функции и качества.
«Вредность» профессии характеризуется следующими факторами:
· Температурой воздуха
· Влажностью
· Излучением
· Освещенностью
· Наличием шума
|
|
· Вибрации, токсичных веществ, пыли
· Биологическими факторами
Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из следующих элементов:
· 1. Переносимый груз в килограммах;
· 2. Расстояние переноски груза в метрах;
· 3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;
· 4. Статическая нагрузка;
· 5. Рабочая поза.
Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы
· 1. Сменность;
· 2. Продолжительность смены;
· 3. Число объектов одновременного наблюдения;
· 4. Длительность сосредоточенного наблюдения;
· 5. Характер деятельности;
· 6. Темп работы;
· 7. Размер объекта труда;
· 8. Монотонность.
Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.
Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.
По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.
40. Организация политехнического обучения детей и подростков.
Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся; способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.
В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984) средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В начальной школе (1—4-е классы) обеспечивается обучение детей чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5—9-е классы) на протяжении всего периода обучения изучаются основы наук, решаются задачи общетрудовой подготовки и профессиональной ориентации подростков. В средней школе (10—11-е классы) обеспечиваются среднее образование молодежи, ее трудовая и профессиональная подготовка.
Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Организация учебного процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособности организма детей. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяется: вначале она повышается (период врабатывания), держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности, или утомления). Отсюда следует, что начало урока, недели должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьников в этот период снижена. Повышенные требования к школьникам должны предъявляться по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигает наивысшей точки. В это время рекомендуется излагать новый и более сложный учебный материал, давать контрольные работы. На середину учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковые работы и т. п. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности.
Правильная организация учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности и отдыха. Это обеспечивает переключение учащихся с одного вида деятельности на другой и создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток головного мозга.
При составлении расписания уроков в школе должны учитываться изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, а также трудность предметов и преобладание статического или динамического компонента во время занятий. Наименее утомительными уроками с преобладанием динамического компонента являются уроки физкультуры, труда, производственной практики и пения. Данные уроки необходимо чередовать с наиболее трудными предметами естественно-математического и гуманитарного характера, что позволит учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Более трудные предметы следует включать в расписание в период наиболее высокой работоспособности учащихся (вторыми или третьими уроками); не рекомендуется сочетание 2—3 трудных предметов подряд (например, математика, физика, иностранный язык), а также сдвоенные уроки. Исключением может быть проведение лабораторных и контрольных работ, уроков труда, занятий в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
На субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов, преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся большого умственного напряжения. Рационально составленное на всю учебную неделю расписание исключает концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам. Равномерным распределением школьных и домашних занятий по отдельным предметам в течение недели исключается возможность чрезмерного утомления учащихся.
41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных магистралей, промышленных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примыкающие к улицам и проездам - ограждениями высотой 1,2м. Площадь озеленения участка составляет 40-50 %.
На территории участка выделяются зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная.
Спортивная зона занимает 35-40 % площади земельного участка, включает площадки для спортивных игр (футбольную - 45 х 20 м; волейбольную - 9 X 18 м; баскетбольную - 15 X 24 м). Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.
Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2-х, 3-4-х, 5-8-х и 9-10-х классов, а также площадки для тихого отдыха.
Хозяйственный двор располагают вдали от спортивных и игровых площадок, он должен иметь отдельный въезд с улицы.
Здания школ должны иметь следующие группы помещений:
учебные секции для I-III (IV) классов;
учебные секции для V -X (XI) классов для трудового обучения;
учебно-спортивная и культурно-массового назначения;
для организации продленного дня;
общешкольного назначения - столовая, библиотека, административно-хозяйственного, медицинского обеспечения.
В школах-интернатах, школах с продленным днем предусматриваются секции спальных помещений.
Основные помещения. Классная комната должна иметь площадь 50м2, на одного учащегося - 1,25 м2, при глубине 6,0-6,3 м, длине 8,0-8,4 м, высоте – З м.
Учебные комнаты имеют те же самые габариты, что и классные комнаты, исключение составляет кабинет черчения и рисования: его площадь 66 м2.
Лаборатории физики, химии, биологии - 66 м2, на одного учащегося - 1,65 м2; при каждой лаборатории предусматривается лабораторная комната площадью 15-24 м2.
Военный кабинет имеет площадь 72 м2.
Мастерские по обработке дерева и металла предусматриваются площадью 66 м2, на одного учащегося - не менее 3,3 м2. При мастерской проектируется инструментальная 16 м2.
Кабинет домоводства - 50-53 м2.
Помещения для трудового обучения необходимо располагать на первом этаже и размещать в торцах зданий, причем мастерская по обработке древесины должна иметь дополнительный выход из здания.
Мастерская для практикумов для 9-10-х классов - 66 м2.
Спортивный зал в неполных средних школах и средних школах на 10-16 классов имеет площадь 162 м2 (9 х 18) при высоте 5,4 м. Школы большей вместимости должны иметь зал площадью 288 м2 (12 х 24), высотой 6 м. В школах на 40-50 классов проектируют по два зала: 144 и 288 м2 или 144 и 450 м2 соответственно. Малые залы используют для занятий младших классов. При спортивном зале предусматриваются снарядная площадь 12-24 м2, две раздевальни (по 16м2 каждая) и две душевые.
Помещения для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2 и инвентарная 5 м2. В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м2 или 60 и 30 м2 с инвентарными. Далее на каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м2.
Вспомогательные помещения. Гардероб проектируется централизованный при вестибюле и децентрализованный по учебным секциям вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба в вестибюле на одного учащегося не менее 0,25-0,35 м2.
Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 классных комнат. На каждого учащегося в рекреационном помещении должно приходиться не менее 0,6 м2.
Столовая должна иметь обеденный зал (от 0,65 до 1 м2 на одно посадочное место; при посадке не более, чем в 4 очереди).
Актовый зал рассчитывают по 0,6 м2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 25% от общего числа школьников.
Библиотека-книгохранилище проектируется из расчета 0,05-0,08 м2 на одного учащегося, желательно на первом этаже.
Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь должна составлять не менее 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет. Количество санитарных приборов: один унитаз на 30 девочек, один умывальник на 60 девочек; один унитаз на 40 мальчиков, один писсуар на 40 мальчиков, один умывальник на 60 мальчиков.
Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную комнату.
Комната общественных организаций - 15-17 м2.
Кабинет врача размещают на первом этаже или у лестничной клетки последующих этажей. В школах на 320-784 учащихся проектируют одну комнату 10 м2, в школах большей вместимости - две смежные комнаты, вторая (12 м2) оборудуется под кабинет зубного врача. Глубина медицинской комнаты должна быть не менее 5 м2.
Школа-интернат. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние - на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка должна быть не менее 2,0-2,2 га при озеленении территории на 40-50%.
Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м2, что составляет на одного воспитанника 1,4-1,5 м2.
Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м2 на одно место).
Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 человек, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м2. Спальни не должны размещаться в проходных комнатах.
Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. На одно посадочное место приходится 0,6-1 м2. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан как с жилыми, так и с учебными помещениями.
Медицинский пункт-изолятор размещается изолированно от остальных помещений и должен иметь отдельный вход. Он состоит из кабинета врача (12 м2), процедурной (15 м2), палат (по 6 м2 на койку), боксированных палат (по 9 м2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета.
42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
Оценка проекта дошкольного учреждения.
Выполнение задания следует начинать с изучения пояснительной записки. Затем последовательно рассматривают генеральный план, поэтажные планы здания и планы расстановки оборудования. Выясняют тип детского учреждения, число детей, на которое оно рассчитано, композицию здания (централизованная, блочная, павильонная).
Генеральный план.
1. Размещение земельного участка.
2. Разрывы между земельным участком и окружающими строениями.
3. Конфигурация, общая площадь земельного участка и площадь на одного ребенка.
4.Составные элементы участка: зеленые насаждения, игровые площадки, хозяйственный двор. Процент застройки и озеленения.
5. Соблюдение принципа групповой изоляции на участке.
6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.
Здание детского учреждения состоит из трех групп помещений: 1) помещение для детей предшкольного возраста; 2) для детей дошкольного возраста; 3) административно-хозяйственные и обслуживающие помещения. Детские учреждения проектируют как в одном, так и в нескольких одно-двухэтажных зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами. Расположение групп может быть: поэтажное, торцовое, павильонное. На первом этаже здания рекомендуется размещать помещения для детей ясельного возраста, кухню, изолятор, медицинскую комнату, комнату для заболевшего ребенка, кабинет заведующего, прачечную, сушильню.
Основу планировки здания детского дошкольного учреждения составляет принцип групповой изоляции. Каждая группа должна иметь полный набор необходимых помещений и размещаться изолированно от других групповых ячеек и пользоваться отдельным входом. При расположении групповых ячеек для детей ясельного возраста на втором этаже допускается устройство общего входа в две групповые ячейки. Для детей дошкольного возраста следует предусматривать общий вход не более чем на три групповых ячейки. В корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на четыре групповые ячейки дошкольного возраста.
1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей, групп, входов, которыми пользуются дети, другие входы.
2. Соблюдение принципа групповой изоляции. Набор помещений групповой ячейки (для ясельной и дошкольной).
3. Групповая-игральная: длина, глубина, общая площадь и площадь на одного ребенка, естественное освещение (ориентация, одностороннее или двустороннее, световой коэффициент, коэффициент заглубления).
4. Спальни: наличие при групповых комнатах; общая площадь и площадь на одного ребенка; наличие помещений для хранения постельных принадлежностей и спальных мешков.
5. Приемная раздевальная: наличие при каждой групповой комнате, площадь на одного ребенка, естественное освещение, соблюдение индивидуальной изоляции.
6. Туалетная: площадь на одного ребенка, количество детских умывальников и унитазов.
7. Буфетная: расположение, площадь.
8. Пищевой блок: складские и производственные помещения:
моечная, раздаточная; наличие отдельного входа на пищеблок.
9. Музыкальная комната: расположение, площадь и ориентация.
10. Медицинская комната: расположение, площадь.
11. Комната для заболевшего ребенка или изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.
Результаты рассмотрения проектной документации оформляют в виде заключения: обеспечивает ли планировка здания и участка соблюдение принципа групповой изоляции, условия для двигательной активности детей и полноценного их сна; создает ли проект условия для поддержания благоприятного воздушно-теплового режима и обеспечения достаточного естественного освещения и инсоляции, а также обеспечивает ли условия для организации рационального питания. Для оценки проектов при составлении заключения используют нормативные данные, приведенные ниже.
Нормы проектирования ДДУ. Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требованиями СНиП. "Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования".
Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет и комплектуются в группы с учетом возраста. В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9,10 и 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей.
Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, двадцать четыре и более групп с количеством мест 25,50,95,140,190, 280, 330, 560, 660.
Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2, на 140-320 мест - 35 м2, на 560-660 мест - 30 м2. На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м2 на 1 ребенка в I и 11 группах раннего возраста; 7,5 м2 в I младшей группе; 7,2 м2 - в дошкольных. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м2, для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.
Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м2 на 50-75 и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольных группах. Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м2, глубиной не более 0,25 м.
Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выделяют по 15 м2 (допускается для дошкольных групп общий). Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока.
Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: приемную (15 м2); игральную (50 м2); спальню (50 м2); туалет (12 м2);буфетную (3 м2). В групповую ячейку для детей дошкольного возраста входят: раздевальная (16 м2); групповая (50-62,5 м2); спальня (50 м2); туалет (12 м2); буфетная (3 м2). Комната для музыкальных занятий площадью 75-100 м2.
В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе комплексов детских яслей-садов допускается проектирование плавательного бассейна с ванной 3 х 7 и переменной глубиной от 0,6-0,8м.
В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6-10 м2) и комната для заболевших детей (6-8 м2). В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребыванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м2), 2-4 палат (по 9 м2), туалета (2-4 м2).
Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовые для хранения овощей 4-6 м2 и сухих продуктов - 7-8 м2).