Транспортная задача
1. Экономическая трактовка транспортной задачи и ее математическая модель.
2. Типы транспортных задач. Теорема о разрешимости транспортной задачи.
3. Построение начального плана транспортной задачи.
4. Метод потенциалов.
В современных условиях большие транспортные расходы связаны с простоями в ожидании обслуживания на погрузочно-разгрузочных работах, порожними пробегами, встречными и нерациональными перевозками, затратами на бензин, техническое обслуживание и заработную плату водителей. В связи с этим необходимо решать задачи оптимального планирования перевозок грузов в коммерческой деятельности из пунктов отправления (баз, станций, фабрик, совхозов, заводов) в пункты назначения (магазины, склады) методами, позволяющими оптимизировать план по какому-либо экономическому показателю, например финансовых затрат или времени на перевозку грузов.
Для решения подобного рода задач существует в линейном программировании специально разработанные методы, а задачи такого рода называются транспортными задачами.
Экономическая трактовка транспортной задачи
и ее математическая модель
Простейшая транспортная задача по критерию стоимости формулируется следующим образом:
Имеется:
1) m пунктов отправления А1, А2, …, Аm с запасами аi единиц груза в каждом (i = 1, 2,..., т);
2) п пунктов назначения В1, В2, …, Вn с потребностями в грузах bj (j = 1, 2,..., п).
Известна стоимость перевозки единицы груза по каждому возможному маршруту. В общем виде она обозначается через cij и называется тарифом.
Требуется составить план перевозок, т. е. определить, сколько единиц груза надо перевезти по каждому маршруту: (x11, x12…,xij,..xmn).
При этом должны выполняться следующие условия:
1) из каждого пункта отправления должен быть вывезен весь груз (ограничения по запасам);
2) в каждый пункт назначения необходимо доставить потребное количество груза (ограничения по потребностям);
3) перевозки в обратном направлении не допускаются (условие неотрицательности);
4) общая стоимость перевозок должна быть минимальной.
Все заданные и искомые величины можно свести в распределительную таблицу, которая называется матрицей перевозок или планом транспортной задачи.
Пункты назначения (Потребность в грузе) Пункты отправления (запас груза) | В1 (b1) | В2(b2) | … | Вn (bn) |
А1 (а1) | C11 X11 | C12 X12 | … | C1n X1n |
А2 (a2) | C21 X21 | C22 X22 | … | C2n X2n |
. . . | . . . | . . . | … … … | . . . |
Аm (ат) | Cm1 Xm1 | Cm2 Xm2 | … | Cmn Xmn |
Тогда первое условие будет равносильно требованию, чтобы сумма перевозок по каждой строке равнялась запасу груза:
xi1 + хi2 + …+хin = ai, i = 1,2,…,m.
Второе условие превращается в равенство сумм перевозок по столбцам, соответствующим потребностям:
x1j + х2 j+ …+хmj= b j j = 1,2,…,n.
Обратные перевозки исключаются условием неотрицательности переменных:
хij 0, i = 1, 2,..., т, j = 1, 2,..., п.
Общая стоимость перевозок (целевая функция задачи) имеет вид:
f = c11 x11 + c12 x12 + …+ cmnxmn (min)
Для нее надо найти минимум при соблюдении указанных ограничении.