В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.
Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» означает часть растения, часть зуба, знак математического действия, скрытый смысл чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы.
Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. Если кто-либо не знает, что означает слово «Терпсихора», то он не поймет смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».
Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет иной оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».
Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения, некоторые инверсии (необычный порядок слов) и т. п.
|
|
Поскольку сложное построение предложений чаще бывает в письменной речи, ее труднее понять, чем устную того же содержания. Правда, при чтении всегда есть возможность повторного и замедленного восприятия текста, тогда как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.
Как указано выше, пониманию устной речи помогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п.
Одним из средств выразительности, облегчающих понимание речи, являются логические ударения в фразах, т. е. интонационное выделение одного из слов. Например, предложению «Она вернется в воскресенье» можно придать разный смысл в зависимости от того, какое из слов будет выделено. Если ударение падает на слово «воскресенье», смысл сказанного будет заключаться в том, что некто (она) вернется именно в воскресенье, но не раньше и не позже.
Если же ударение падает на слово «вернется», то будет высказана мысль о том, что это лицо непременно вернется. Известный методист А. М. Пешковский логические ударения называл «психологическими ударениями» и утверждал, что «речь без таких ударений уподобилась бы звукам говорильной машины».
Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к людям, к предмету мысли, к ситуации разговора и к самому себе. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора.
|
|
Одним из средств выразительности речи, помогающим ее пониманию, является выбор слов и выражений. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, «меткие» слова не только украшают речь, но часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.
В языке каждого народа есть слова, сходные по значению (слова-синонимы). Слова «доктор», «врач», «лекарь», имеют приблизительно одинаковое значение, но содержат некоторые оттенки его. Логическая выразительность речи состоит в умении выбрать из многих слов-синонимов наиболее подходящие к конкретному случаю.
Человек, обладающий логической выразительностью речи, не будет всякую встречу всегда называть встречей, и в зависимости от конкретных условий назовет ее то беседой, то свиданием, то деловым разговором, то консультацией, то дипломатическими переговорами. Чем богаче активный словарь человека, тем легче ему говорить, а другим – понимать его речь.
Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью.Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.
Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.
В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом – та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.
Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.
Некоторые характеристики восприятия речи:
- как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду;
- как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5~6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов;
- из общего объема высказываний человек воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).
Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.
Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.
В этой связи высказываются две гипотезы:
- именно вербализация обусловливает величину так называемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал;
- процессу обнаружения чего-то нового предшествует процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов.