Необходимые сведения

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

Важным частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача. Необходимо определить план перевозок некоторого однородного груза, минимизирующий затраты на общую стоимость перевозок, из пунктов отправления (производства) в пунктов потребления .

Введем следующие переменные:

– величина предложения продукта в пункте ,

– величина спроса на продукт в пункте , ;

– затраты на транспортировку единицы продукта из пункта в пункт ;

– количество продукта, перевозимого из пункта в пункт .

Тогда транспортную задачу можно представить в виде таблицы 1.

Т а б л и ц а 2.1

Пункты производства Пункты потребления Предложение
Спрос  

В сделанных обозначениях математическую модель транспортной задачи можно записать следующим образом:

(2.1)

(2.2)

(2.3)

Существует несколько вариантов транспортной задачи.

1. Закрытая транспортная задача

Общий спрос равен общему предложению:

Это равенство является необходимым и достаточным условием существования допустимого плана задачи (2.1) – (2.3).

2. Открытая транспортная задача

а) Пусть существует излишек продукта, т.е.

б) Пусть существует дефицит продукта, т.е.

Такую задачу можно свести к закрытой задаче, вводя дополнительный столбец (строку), равный по величине имеющейся разности между общим спросом и общей потребностью, тарифы которого считают условно равными нулю.

3. Транспортная задача с фиксированными перевозками

Если объем перевозок между пунктами и задан, то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение , где – заданный объем перевозок.

4. Задача с ограничениями на пропускные способности

Если объем перевозок из пункта в пункт ограничен величиной , то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение .

Все приведенные выше модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В этой форме она может быть решена стандартными средствами ЛП, например, с помощью симплекс-метода. Однако специфичная форма системы ограничений данной задачи (в виде уравнений-равенств) позволяет существенно упростить обычный симплекс-метод. Такой метод решения транспортной задачи (ТЗ) называют распределительным, или методом потенциалов. По аналогии с общим случаем ЗЛП, решение в нем осуществляется по трем шагам:

  • нахождение первоначального опорного решения;
  • проверка критерия оптимальности;
  • переход к следующему опорному решению.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: