Тайна Гюнтера Зеллера

Сотрудничество в годы войны принимало разные формы. Свидетельства этого я находил, по большей части, случайно, когда занимался какими-то другими сюжетами. Так вышло, например, с программой обмена пленными между Германией и Великобританией, осуществленной в 1943 году.

Я столкнулся с этим удивительным на первый взгляд явлением, когда ради собственного удовольствия изучал судьбы гитлеровских летчиков-асов. Примерно у двух десятков из них был странный пробел в биографиях, продолжавшийся почти три года. Летом 1940 года они участвуют в воздушной войне с Англией, а затем спустя три года оказываются на Восточном фронте и начинают яростно сражаться там с русскими.

Где они были все это время? Воевали? Но тогда наверняка увеличивался бы и их список побед. Этого не происходило. Например, у лейтенанта Гюнтера Зеллера по состоянию на конец сентября 1940 года было 9 воздушных побед. Десятую он одерживает в ноябре 1943 года на Украине. Что же происходило между этими двумя датами? Летчик лежал в коме? Ушел в запой? Дезертировал и скрывался в густых немецких лесах, питаясь кореньями и ягодами? Быть может, я и не обратил бы внимания на это явление, если бы оно носило единичный характер. Но как я уже сказал, таких асов было около двух десятков — и это только среди летчиков, одержавших 10 и более воздушных побед.

Может, успешных пилотов назначили инструкторами в летные училища? Это выглядело бы вполне логичным шагом, если бы не один нюанс. Тот же Зеллер родился в 1919 году, а значит, к моменту «исчезновения» ему был всего лишь 21 год. В инструкторы в Германии брали обычно более зрелых и умудренных опытом людей.

Естественно, первым делом я попытался обнаружить потомков Зеллера. Таковые нашлись, но о военном периоде жизни своего деда они ничего не знали — оказалось, что он крайне не любил об этом рассказывать. Интересно, почему? Каялся в нацистских преступлениях? Непохоже: большинство гитлеровских асов крайне положительно оценивали свою деятельность в годы войны. Так что в своем прошлом хотел скрыть Гюнтер Зеллер?

Сперва я подумал, что речь идет о каком-то сверхсекретном проекте, в котором были задействованы летчики. Но людей, которые слишком много знают, не выпускают потом сражаться на Восточный фронт, где они могут попасть в плен к противнику и рассказать обо всем. Значит, эта версия отпадает.

Ответ мне удалось найти в одном толстом справочнике, посвященном немецкой авиации времен Второй мировой войны. По данным справочника, в сентябре-октябре 1940 года Зеллер и все его товарищи из «бермудского списка» (так я уже успел про себя окрестить перечень летчиков, пропавших неизвестно куда на три года) попали в плен к англичанам! Их истребители были сбиты над британской территорией со всеми вытекающими последствиями.

А что было дальше? Дерзкий массовый побег? И такой же массовый заплыв через Ла-Манш? Или захват в порту английского эсминца, на котором летчики триумфально вернулись на родину? Не тут-то было. Такой сюжет был бы тут же использован нацистской пропагандой и разрекламирован по всему свету. На самом деле все было куда проще и тише. Как мне удалось установить по материалам того же справочника, летчики вернулись домой в рамках малоизвестной программы обмена пленными! Что это была за программа, как удалось договориться, сколько человек всего обменяли — обо всем этом справочник умалчивал. В принципе, это было для меня не так важно. Чтобы лишний раз проверить данные, я полез в справочник по британским асам и обнаружил там ту же картину: несколько человек пропадают в 1941 году и снова «всплывают» только два года спустя. Очевидно, речь идет о тех, кто попал домой в обмен на немецких летчиков.

Давайте подумаем вот о чем: кому этот обмен был выгоднее? У англичан недостатка в летчиках не было, их к 1943 году готовили в изобилии. Молодое поколение истребителей было настолько многочисленным, что опытных ветеранов отправляли в летные школы в качестве инструкторов — острой необходимости в них на фронте не было. Несколько десятков пилотов, пусть и с более или менее приличным боевым опытом, ничего не могли изменить в общей картине.

Иная ситуация была у немцев. Здесь к 1943 году начала остро ощущаться нехватка квалифицированных пилотов. Техники хватало, а вот летать на ней было некому. Резко увеличить объемы подготовки было сложно: не хватало бензина, людей, материальной части… В итоге на фронт приходило недоучившееся пополнение, которое выбивалось в первых же боях, а потому требовалось все больше новых летчиков. Немецкая военная авиация попадала в порочный круг, выхода из которого попросту не существовало. И возвращение из плена нескольких десятков опытных летчиков было для нее серьезным подспорьем.

Симптоматично, что все вернувшиеся летчики были направлены на Восточный фронт. Видимо, это было частью секретной договоренности: отпущенные из плена не должны были воевать против Британии. А вот против русских — пожалуйста. Получается, что англичане оказали немцам, вроде бы врагам, серьезную помощь. По собственной инициативе? Или, что более вероятно, по указке из Вашингтона? Мы этого пока не знаем. Но факт остается фактом — американцы и в годы Второй мировой войны продолжали активно поддерживать гитлеровский режим, используя его в своих целях. И это заставляет меня пересмотреть кое-какие вещи, о которых я писал в своих книгах раньше…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: