НИОКР
Роль неопределенности при оптимизации управления
НИОКР
Инвестиции в НИОКР означают следование стратегии высокий риск/высокая прибыль. 80 - 90% новых продуктов не дают экономического эффекта на рынке из-за неопределенности будущего сбыта (даже хорошие маркетинговые исследования не устранят этот риск), плохой коммерциализацией нового продукта, неудачным выбором продукта, его слабым рыночным продвижением [29, 46]. Нестабильность мирового рынка увеличивает неопределенность при принятии решений.
Фундаментальная неопределенность при использовании инноваций как предпринимательского ресурса складывается:
· из результата конкретных задач НИОКР (трудно предвидеть);
· проблемы выполнения и реализации ранее не предусмотренных работ [18-26, 36, 37].
На объективные обстоятельства неопределенности накладываются и субъективные факторы (например оценки ЛПР), а также взаимовлияние частных факторов, часто носящее нелинейный характер.
Учет численных показателей неопределенности в конкретном планировании деятельности фирм стали применять сравнительно недавно после: школы А. Кофмана [19, 20], а в России после выхода работ А.О. Недосекина.
|
|
Случайное – это то, что при реализации данного комплекса условий может как существовать, так и не существовать (совокупности внешних и внутренних условий деятельности фирмы в конкуренции).
Существует два значения случайности:
· случайность отдельного явления;
· случайность – характеристика массового стохастического процесса, составляющего необходимое содержание закономерной траектории фирмы в рыночной глобальной обстановке.
Характер и параметры внешних (и внутренних) возмущений для экономико-производственных (и особенно инновационных) систем не могут быть определены с достаточной надежностью, управление таким процессом принципиально должно быть адаптивным, при котором происходит подстройка параметров и структуры регулятора в процессе управления [18].