Управление каналами распределения

Этапы принятия решений о структуре канала распределения:

- Проведение анализа необходимых потребителю видов обслуживания.

- Определение целей канала и возможных ограничений для их достижения.

- Выявление основных вариантов построения каналов распределения, учитывая возможные виды посредников, количество посредников (т.е. стратегию распределения), а также обязанности каждого из участников канала распределения.

- Оценка этих вариантов.

Канал распределения – совокупность независимых организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует этот товар или услугу либо непосредственно, либо для производства на их основе других товаров или услуг.

Уровень канала распределения – совокупность посредников, которые выполняют определенные функции по перемещению одного и того же товара, передачи прав собственности на него очередному звену цепочки посредников в направлении конечного потребителя.

Протяженность канала, или длина канала – число промежуточных уровней или число посредников.

Ширина канала – количество посредников на отдельном этапе товародвижения.

Выделяют следующие виды каналов распределения:

- Канал прямого маркетинга – канал распределения товаров, в котором нет промежуточных звеньев. Он состоит только из фирмы-продавца и конечного потребителя.

Прямой контакт считается выгодным, если объем производства очень большой и покрывает расходы на содержание сбытовой сети, количество конечных покупателей невелико и они географически приближены друг к другу, большое количество складов в разных регионах, рынок вертикальный, требуется высокоспециализированный сервис.

Выгодно воспользоваться услугами посредников, если производитель недостаточно силен в финансовом отношении, производитель принимает попытку выхода на рынок, который плохо изучен; когда рынок горизонтален; когда рынок географически разбросан; когда можно значительно сэкономить на транспортных расходах.

- Непрямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от производителя к посреднику, а от него — к потребителю.

Такие каналы по большей части используют предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта отказываются от многих сбытовых функций и расходов, а следовательно, от определенной частицы контроля над сбытом, а также готовые несколько ослабить контакты с потребителем.

- Смешанные каналы соединяют первые два вида каналов движения товаров. Соотношение прямых и непрямых каналов распределения зависит от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных возможностей сбытовых систем. Например, предприятия машиностроительного комплекса используют преимущества прямых контактов с поставщиками, а также реализуют продукцию через сеть посредников.

Разработка структуры каналов включает в себя следующие этапы:

1. Проведение анализа необходимых потребителю видов обслуживания: разработка структуры канала распределения начинается с выяснения того, какие ценности хотят получать потребители от каналов распределения в различных сегментах рынка. Как правило, уровень обслуживания определяется комбинацией всех факторов, влияющих на процесс предоставления продукта или услуги потребителю. Те компании, что смогли распознать эти потребности, должны разработать стратегии канала, которые будут служить им лучше, чем конкурентам.

2. Определение целей канала и возможных ограничений для их достижения: цели канала должны быть выражены необходимым уровнем обслуживания целевого рынка. Обычно фирма может выделить несколько сегментов рынка, которым необходимы различные уровни их обслуживания каналом. Фирме необходимо принять решение о том, какой сегмент рынка она будет обслуживать и какой канал распределения лучше всего подходит для этого сегмента. Цели канала распределения подвержены влиянию таких факторов, как характеристики товара фирмы, стратегия деятельности фирмы, торговые посредники, конкуренты и окружающая среда. Самое большое влияние оказывают характеристики товара (например, если продукт скоропортящийся – необходимо применение методов прямого маркетинга, чтобы избежать задержек; если объемные товары – строительные, например – каналы с минимальными расстояниями по перевозке и минимальным количеством погрузочно-разгрузочных работ). Характеристики фирмы: например, учитывая размеры фирмы и ее финансовое состояние – определяем, какие маркетинговые функции фирма может выполнять сама, а какие лучше поручить посредникам. Характеристики посредников: фирма должна найти таких посредников, которые выражают готовность и имеют возможность выполнять необходимые функции. Каналы распределения конкурентов: в некоторых случаях фирмы стремятся конкурировать в тех же самых торговых точках, где продаются товары конкурентов, или недалеко от них, либо же наоборот – избегать каналов распределения конкурентов. Факторы маркетинговой окружающей среды: состояние экономики и законодательные ограничения.

3. Основные варианты построения каналов распределения: 1.прямой маркетинг (множество подходов, начиная от прямой продажи через рекламу в печатных изданиях, заказы по почте или каталогам, заканчивая продажей по телефону или Internet), 2.торговый персонал (компания может продавать товар непосредственно, пользуясь услугами торгового персонала), 3.посредники – это независимые организации, осуществляющие разнообразную деятельность по продвижению товара. Торговцы: оптовые и розничные – покупают, получают право собственности и перепродают товары фирмы, брокеры и агенты – не покупают, но помогают его продать, обговаривая цену и условия продажи от лица производителя. Другие посредники – транспортные компании, независимые складские помещения, финансовые учреждения, банки – выполняют ряд функций канала распределения, обеспечивая условия для движения товаров или услуг от производителя к потребителю.

4. Оценка основных вариантов построения канала: фирма должна оценить каждый из полученных вариантов, используя экономический критерий (сравнить возможные уровни прибыли от различных вариантов канала), критерий управляемости (продумать систему контроля. Компания стремится оставить за собой как можно больше контроля) и критерий пригодности (Каналы распределения означают долгосрочные обязательства между фирмами, которые теряют гибкость, поэтому иногда сложно адаптировать канал к изменяющейся рыночной среде. Обязательно оценить возможный риск).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: