Подбор и изучениЕ Источников литературы

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является работа, связанная с подбором и изучением литературы. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

­ руководящие документы (нормативно-правовые акты - вначале законы, затем подзаконные акты – Указы Президента, Постановления Правительства и др.);

­ научные издания (вначале книги, затем периодические издания: журналы, статьи и т.д.);

­ статистические данные;

­ интернет-ресурсы.

Знакомиться с литературой следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. Время издания отражает особенности того исторического периода, в котором писалась книга, статья. Период начала 90-х годов до 1998 г. характеризовался тем, что книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на особенности и проблемы формирования предпринимательских отношений в нашей стране, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка. В современных условиях, когда отсутствует законодательная, финансово-нормативная стабильность, не всегда целесообразно использование литературных источников прошлых лет издания по ряду тем.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочных правовых системах («Консультант», «Гарант» и других). Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, а также имеющейся литературы в библиотеке и читальном зале вуза. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в учебной и специальной литературе на выбранную тему.

Практика показывает, что большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема литературы. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучаются:

­ заглавие - при изучении заглавия издания следует сопоставить его с темой работы, так, если заглавие совпадает с темой или уже ее, то это издание будет представлять интерес в полном объеме, если заглавие шире темы работы, то будет интересна только часть издания;

­ фамилия автора - известность автора также важна при отборе литературы, так, если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения, если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений, что может быть использовано в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике:

­ наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

­ время (год) издания;

­ аннотация - содержит, как правило, цель подготовки издания, краткую его характеристику и круг потенциальных читателей, что дает возможность оценить, насколько близко данное издание теме работы;

­ оглавление, раскрывающее структуру издания и позволяющее получить информацию о поставленных проблемах, на основе изучения которого можно определить, какая часть издания будет особенно полезна для работы;

­ введение или предисловие, где наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги;

­ справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.) - позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов.

Следует просмотреть не только список литературы, приводимый в конце издания, но также библиографические ссылки в тексте, иллюстративный материал. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области; иллюстративный материал позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Полезно помнить, что первые предложения абзацев в представляющих интерес главах, как правило, отражают основную мысль абзаца, поэтому для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев. При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше собирается научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации - дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы.

Порядок оформления библиографических ссылок дан в Приложении 16. На основании произведенных записей составляется список литературы, который затем согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к более детальному изучению основных изданий.

При изучении подобранной литературы критерием оценки будет являться возможность использования этого материала в работе. Целесообразно придерживаться при изучении литературы той же последовательности, что и при ее подборе, которая описана в начале раздела.

Более подробное изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление по основным аспектам рассматриваемой темы, а затем уже переходить к поискам нового материала.

Изучение научной литературы желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части;

- выписка или ксерокопия материалов, представляющих интерес;

- критическая оценка, редактирование и «чистовое» оформление фрагмента будущей работы.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

После изучения подобранной литературы целесообразно провести уточнение структуры работы и составить развернутый план. Развернутый план будущей работы представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана выпускной квалификационной работы. В развернутом плане выделяются разделы и подразделы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование глав. Развернутый план согласовывается с научным руководителем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: