Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы -- понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.
По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся:
* предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
* заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;
* доходы лиц, работающих не по найму;
* рента собственников земли;
* ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:
* доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);
* доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности',
* доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями',
* средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
* доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,
* иные неналоговые доходы.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, например:
* в зависимости от государственного устройства страны различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
в зависимости от государственного устройства страны различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
* в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;
* по источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
* в зависимости от гражданства субъектов налогообложения - уплачиваемые резидентами или нерезидентами; по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода;
* по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины, фискальные монополии).
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства.
В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на:
* государственное управление и местное самоуправление;
* судебную власть;
* международную деятельность;
* национальную оборону;
* правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* промышленность, энергетику и строительство;
* сельское хозяйство и рыболовство;
* охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
* развитие рыночной инфраструктуры;
* жилищно-коммунальное хозяйство;
* предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
* образование;
* культуру, искусство и кинематографию;
* средства массовой информации;
* здравоохранение и физическую культуру;
* социальную политику;
* обслуживание государственного долга;
* пополнение государственных запасов и резервов;
* финансовую помощь бюджетам других уровней;
* утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
* мобилизационную подготовку экономики;
* формирование целевых бюджетных фондов;
* прочие расходы.