Ø Максима такта._______________________________________________
Ø Максима великодушия.________________________________________
Ø Максима одобрения.__________________________________________
Ø Максима скромности._________________________________________
Ø Максима согласия.____________________________________________
Ø Максима симпатии.___________________________________________
Задание 5. Определите, какой максиме кооперации соответствует каждая из данных ситуаций.
Вопрос сформулирован неверно, неточно______________________________
Высказывание содержит больше (или меньше) информации, чем требуется_________________________________________________________
Фраза двусмысленна, допускает двоякое толкование_____________________
Собеседник переводит разговор все время на тему, интересную только ему______________________________________________________________
Вы сообщаете непроверенную информации____________________________
Высказывание чересчур длинное, запутанное___________________________
В речи употреблено много непонятных слов____________________________
Информации должно быть ровно столько, сколько требуется__________________________________________________________
Информация должна быть достоверной_________________________________
|
|
Выбор слов должен быть стилистически оправданным_____________________________________________________
Высказывание изобилует ненужными подробностями____________________
Задание 6. Определите, о каких максимах вежливости говорят данные утверждения.
Не обременяйте собеседника своими проблемами _______________________
Будьте сдержанны в оценочных суждениях.____________________________
Не требуйте извинений и покаяний. ___________________________________
Формулируйте побуждение не как команду, а как совет._________________
Тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес._________________________
Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований.____________
Больше хвалите собеседника._________________________________________
Умейте отказываться от конфликта в пользу сохранения коммуникации.
__________________________________________________________________
Выражайте симпатию собеседнику.____________________________________
Уважайте границы личной сферы собеседника. _________________________
Не вынуждайте собеседника связывать себя обещаниями, клятвами. __________________________________________________________________ Необходимо выражать симпатию по отношению к своему оппоненту________________________________________________________
Следует проявлять великодушие по отношению к своему собеседнику________________________________________________________
Не требовать от других раскаяния _____________________________________
Не вторгаться в личную жизнь другого человека________________________
Не хвалить себя самому, пусть это сделают другие ______________________
Уметь выражать просьбу не в форме приказа____________________________
Уметь поддерживать тему разговора, не отвлекаясь на посторонние_____________________________________________________
З адание 7. Среди данных ниже фраз найдите такие, которые неуместны в официально-деловой речи культурного человека. Какие максимы вежливости нарушаются в каждом конкретном случае или, наоборот, какие максимы вежливости соблюдаются?
|
|
1. Я не сомневаюсь в Вашей добропорядочности, но есть общепринятый порядок.___________________________________________________________
2. Не могли бы Вы помочь молодому сотруднику справиться с этим заданием? ________________________________________________________
3. Я сомневаюсь в Вашей добропорядочности, да и общепринятый порядок есть.______________________________________________________
4. Мы вынуждены отказаться от вашего предложения.______________________________________________________
5. Ваше предложение интересное, но в данный момент, к сожалению, мы не можем принять его.______________________________________________
6. Вы допустили грубейшую ошибку, и Вам нет никакого оправдания.________________________________________________________
7. Вы допустили ошибку, и я боюсь, что в связи с этим у Вас возникнут неприятности._____________________________________________________
8. Как Вы, человек с опытом, могли так опростоволоситься?________________________________________________
9. Я не могу поверить, что это случилось с Вами! У Вас такой опыт.____________________________________________________________
10. Не переживайте за меня, я смогу справиться с данной ситуацией._________________________________________________________
11. Вы должны пообещать мне, что такой провал больше не повторится._______________________________________________________
12. Я всегда хорошо относился к вам. И даже сейчас, когда наши дела обстоят из рук вон плохо, я не склонен винить Вас._______________________________________________________________
Задание 8. Прочитайте текст.
Кроме максим кооперации и вежливости, Вам, как будущим специалистам, полезно знать основные тактики общения. К ним относятся:
Ø понимающее общение;
Ø принижающе-уступчивое общение;
Ø директивное общение;
Ø защитно-агрессивное общение.