Манипуляции в электоральных отношениях

В электоральном поведении человека интегрировано множество показателей, фиксирующих положение дел в обществе: оно непосредственно связано с механизмами формирования ценностно-мировоззренческих предпочтений граждан, с формами политической мобилизации, существующими в российском обществе, и со способами социального контроля.

В России еще не оформились в полной мере интегральные ценности, в отстаивании которых едины все гражданские слои независимо от социально-статусных характеристик и политических ориентаций. Гораздо чаще мы видим, как различные социальные группы яростно отстаивают свои узкие и нередко эгоистические ценности в ущерб интересам всего общества. На этой почве активно развиваются технологии манипулирования электоральным поведением.

В таких условиях применение суггестивных технологий той или иной электоральной партией для броска во власть может привести к тому, что ситуация вообще выйдет из-под контроля. Самым простым и эффективным способом решения проблемы мог бы стать прямой правовой запрет на применение манипулятивных технологий вообще, и суггестивных в частности. Однако такой ход следует признать утопичным, как минимум, по двум основаниям.

Во-первых, это — техническая невыполнимость; как осуществить подобную меру на практике Всякая целенаправленная мотивация избирателей а без нее не обходится никакая предвыборная агитация и пропаганда уже создает содержательные предпосылки суггестивного воздействия, и тут можно запретить только применение конкретных методик и технологических схем целенаправленной мотивации.

Во-вторых, все суггестивные технологии, в конечном счете, отличаются тем, что содержательная мотивация электорального поведения, лежащая в их основе, опирается на объективно существующие различия между слоями граждан. Причем различия эти касаются не только социально-статусных характеристик и мировоззренческих предпочтений, но и коренятся в культурно-психологических особенностях восприятия мира.[1]

В силу отмеченных обстоятельств, вряд ли существует какой-то иной выход из создавшейся ситуации кроме того, чтобы изучать электоральное поведение, строить его модели, чтобы знания о них стали общедоступными. Тогда открытая и равноправная конкуренция участников предвыборной игры позволит существенно ограничить возможности монопольного их использования. С другой же стороны, их ограничивает просвещение граждан, способное поднять ценность права на свободный выбор, сформировать мировоззренческую потребность в нем. Так или иначе, все многообразие результатов применения мотивационных технологий суггестивного характера может быть сведено к нескольким моделям электорального поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: