Модуль 2

Тема 3. Понятие культуры. Основные понятия культурологии.

История понятия. Понятие «культура» в древности. Этимология понятия. Первые упоминания в литературе. Марк Порций Катон и Марк Туллий Цицерон. Прямое и переносное значения. Суть эволюции. Аналоги понятия у других народов. Эпоха средневековья. Трансформация понятия в новое время. Культура как категория философии, а феномен – объект ее изучения. Культура как контрнатура. Ценностное наполнение понятия в эпоху Просвещения. Российская литературная традиция и понятие культуры. «Культура» в словаре В. Даля. Русская философия и понятие культуры. Понятие «культура» на Западе в XX в. Фундаментальное значение понятия. Определения и подходы. Понимание культуры на обыденном уровне. Понятие «культура» в советской гуманитарной науке и философии. Влияние марксизма. Современная ситуация. Религиозная точка зрения на происхождение понятия культура. Культура как культ.

Использование понятия «культура» другими науками. Понятие «культура» в естественных науках. Условность использования понятия. Понятие «культура» в социальных и гуманитарных науках. История и археология, этнография и социология. Сферы человеческой деятельности как области применения понятия. Культура труда, культура производства, культура быта, физическая культура, культура речи, политическая культура и т.п.

Современное понимание культуры. Многообразие подходов к пониманию культуры. Многозначность понятия как отражение сложности и неисчерпаемости объекта. Культура как понятие высокой степени обобщения. Динамика количества определений понятия «культура». Проблема определения понятия как центральная проблема культурологии. Системы подходов к определению понятия. Культура как совокупность искусственных порядков и объектов. Культура как «возделанная» среда обитания людей.Культура как мир упорядоченных коллективов людей. Культура как мир особых нормативных порядков. Культура как мир «возделанных» личностей. Культура как мир символических обозначений явлений и понятий. Культура как мир познания. Культура как мир творчества. Культура как мир «культурных текстов». Культура с точки зрения аксиологического подхода.

Деятельностный, оценочный и эмпирический подходы к пониманию культуры. Возможности их использования. Культура как способ деятельности. Культура как способ производства и воспроизводства общественной жизни, как способ удовлетворения материальных и духовных потребностей, как способ регулирования общественных отношений. Культура как сумма, как результат деятельности человека. Культура как эталон. Синтез трех подходов на обыденном и научном уровнях. Культура как способ деятельности. Применение деятельностного подхода на двух уровнях. На уровне феномена бытия и на уровне конкретных культур. Культура как небиологический специфически человеческий способ деятельности. Культура как конкретно-исторический, локально-географический способ деятельности. Возникновение и развитие культуры как способа деятельности. Факторы возникновения и развития культуры и культур.

Культурные объекты и культурные формы. Артефакт культуры*. Понятие «культурный объект». Классификация культурных объектов: продукты человеческой деятельности, способы осуществления жизнедеятельности людей, процессы человеческой деятельности, сообщества людей как носителей определенной культуры (локальные культуры), исторические культуры, человеческие личности как представители культуры. Понятия «культурный объект» и «артефакт культуры», «культурный объект» и «культурная форма». Существование культурных форм. Модификации культурных форм. Культурные системы, культурные конфигурации.

Культура и природа. Аспекты проблемы: теоретическое разграничение и практическое взаимодействие. Проблема теоретического разграничения. Противопоставление понятий «культура» и «натура». Дуализм окружающего мира. Биосоциальность. Культура как «второй мир» искусственных объектов и порядков, как результат целенаправленной человеческой деятельности. Культура как совокупность элементов природы, переработанных людьми в их интересах. Предельность понятий «культура» и «природа». Специфика культуры: социальность (коллективность), сознательность, целенаправленность, нравственность, эстетика, негенетическая трансляция. Проблема практического взаимодействия. Три комплекса экологических проблем, их анализ. Исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, выход экосистемы из равновесия. Внешняя и внутренняя стороны проблемы взаимодействия культуры и натуры. «Внутренний» аспект проблемы, порожденный вмешательством человека в свою собственную природу. Действия, препятствующие природной выбраковке нежизнеспособных особей, и действия, обратные по своему результату. История и современный этап взаимодействия культуры и натуры. Глобальная экологическая проблема в контексте культурологии.

Культура и личность. Культура как порождение коллективной жизнедеятельности людей и сами конкретные люди как ее практические создатели, творцы и исполнители. Человек как субъект культуры. Качества взаимоотношения индивида и культуры: личность как «продукт» культуры, личность как «потребитель» культуры, личность как «производитель» культуры, личность как «транслятор» культуры. Анализ вытекающих проблем. Проблема свободы личности в рамках культуры и проблема степени интеграции личности в культуру. Истерический патриотизм и культурный космополитизм, опасности первого и второго. Ситуация в современном российском обществе в свете данной проблемы.

Культура и общество. Проблема теоретического разграничения понятий. Философский и социологический аспекты проблемы. Культура как все, созданное человеком, и культура как сфера общественной жизни. Разграничение понятий при помощи деятельностного подхода. Общество как социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих свои цели и интересы. Культура как совокупный способ реализации этих целей и интересов. Конкретность культуры как способа деятельности. Процесс глобализации и проблема культуры и общества.

Культура и цивилизация. Проблема разграничения понятий «культура» и «цивилизация». Происхождение и история понятия «цивилизация». Античность, средневековье, новое время. Понятие «цивилизация«в эпоху Просвещения. Л.Г. Морган. Три стадии общественного развития: дикость – варварство – цивилизация. Формирование понятия «цивилизации» как локальной моно- или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Понимание цивилизации как стадии угасания, разложения. О. Шпенглер. Цивилизация как стадия, предшествующая культуре, как выход человека из «естественного состояния». И. Кант. Критика цивилизационного состояния общества. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев. Цивилизация в научном понимании. Понятие цивилизации в исторической науке и в археологии. Двойственность понимания цивилизации в настоящий момент. Цивилизация как «уровень социокультурного развития» и цивилизация как «межэтническая культурно-историческая общность людей».

Тема 4. Функции культуры.

Понятие и основные функции культуры. Понятие «функции культуры». Функции культуры как совокупность ролей, которые выполняет культура внутри общественной системы. Интегративная функция культуры. Дифференцирующая функция культуры. Информативная функция культуры как функция трансляции социального опыта. Ее подфункции: семантическая и семиотическая. Познавательная функция культуры. Регулятивная (нормативная) функция культуры. Гуманистическая функция культуры. Другие подходы к выделению функций культуры. Функции социализации и адаптации.

Сферы функционирования культуры. Сферы функционирования культуры как феномены культуры. Образование, наука, искусство, религия, идеология. Многофункциональность сфер культуры. Функциональный анализ сфер культуры. Образование как сфера реализации информативной функции культуры. Наука и искусство как сферы осуществления познавательной функции культуры. Религия и идеология как сферы осуществления нормативной и интегративной функций культуры.

Культурные ценности и культурные нормы. Двойственность понятия «культурные ценности». Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного, материального творчества той или иной культуры, того или иного народа (ценностный подход к культуре). Культурные ценности как некоторая квинтэссенция социального опыта сообщества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие максимальную социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности (аксиологический подход к культуре). Теоретическая значимость второго значения ценностей. Культурные ценности как принципиальные нормы поведения и суждения. Ценности и нормы – соотношение понятий. Первичность ценностей. Ценность как теоретически преследуемый идеал, как теоретическое обоснование нормы. Культурные нормы как категория, выражающая законы и стандарты социального бытия людей той или иной культурной системы. Типы культурных норм: институциональные, статистические (этнографические), конвенциональные, эталонные. Различия, характеристика, примеры. Культурные ценности и культурные нормы как ядро социокультурной системы общества. Проблема происхождения ценностей.

Культурные традиции*. Понятие культурных традиций, их функции в общественной системе. Культурные традиции как основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества, регуляторы межличностных и межгрупповых отношений. Свойства традиций. Значение культурных традиций, его снижение по мере модернизации общества. Традиционное общество и современное общество. Функциональный анализ традиций. Значение традиций в обществе завершенной и незавершенной ускоренной модернизации. Примеры насильственной ликвидации традиций, ее последствия. Ситуация в современной России через призму проблемы функционального значения традиций.

Культурная картина мира*. Культурная картина мира как итог осуществления познавательной функции культуры. Культурная картина мира как объединенная характеристика всей системы миропредставлений, свойственных исследуемому обществу. Культурная картина мира как самовыражение определенной культурной системы или конфигурации. Проблема интерпретации культурной картины мира.

Культурная самоидентификация. Культурная самоидентификация и самоидентичность как важнейшие условия осуществления интегративной функции культуры. Явление самоидентификации как предмет социальной психологии. Исторические истоки явления самоидентификации: человек как изначально социальное, коллективное существо. Процесс антропогенеза как исток явления самоидентификации. Внешние проявления культурной самоидентификации как способ маркировки идентичности. Идентификация в этнических группах, в конфессиональных группах, в группах социального и политического типа. Внешний характер идентичности. Принятие норм и образцов поведения как сущность культурной самоидентификации.

Социализация и инкультурация личности. Социализация и инкультурация личности как основные составляющие процесса трансляции социального опыта и социального воспроизводства общества. Социализация как процесс введения человека в систему социального функционирования общества. Средства социализации: специальные и обыденные, их характеристика. Инкультурация как процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Инкультурация как процесс придания личности общей культурной компетентности. Средства инкультурации. Особенности инкультурации. Инкультурация как усвоение, интериоризациякультурных ценностей и норм. Соотношение понятий «социализация» и «инкультурация». Инкультурация как средство социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: