Тема 19. «Золотой век» русской литературы. Творчество А.С. Пушкина

Романтизм в творчестве А.С. Пушкина.Пушкинская иерархия романтизма. Два периода романтизма Пушкина. Программные положения «Союза Благоденствия» и ода «Вольность». Просветительский идеал XVIII в. и его отражение в оде. Новаторство послания «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»).

Творчество Пушкина периода южной ссылки. Элегия «Погасло дневное светило…» как этапное произведение Пушкина. Новый лирический герой в творчестве Пушкина. Значение творчества Байрона для Пушкина «южного периода». От элегии к южным поэмам. Структура романтического конфликта южных поэм Пушкина. Устойчивые компоненты сюжета. Портрет главного героя. Содержание конфликта: ситуация отчуждения и ее мотивировка. Предыстория героя. Любовный конфликт как часть конфликта героя с миром. Принцип «единодержавия героя» (В.М. Жирмунский).

Жанрово-композиционное и стилистическое своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин». Генезис произведения (внутренняя и внешняя хронология романа; особенности замысла). Своеобразие поэтической формы (принцип «противуречий», стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста). Проблема положительного героя и принципы его изображения. Место романа в стихах в творческой эволюции Пушкина.

Своеобразие историзма Пушкина. Художественная специфика поэмы «Полтава». Историческая основа трагедии «Борис Годунов». Смысл посвящения. Тема царской власти в произведении. Проблема «истинного» правителя и «самозванца». Образ Бориса Годунова: специфика внутреннего конфликта. Народ в произведении. Жанровая специфика произведения. Сюжет и композиция. Разрушение принципа «трех единств» и традиционной пятиактовой структуры. Художественное время и пространство. Стихотворное и прозаическое начало в трагедии.

Художественное своеобразие творчества Пушкина 1830-х гг. Поэма «Медный всадник»: петербургский миф, варианты трактовки конфликта, образный строй, прием композиционной симметрии, совмещение стилистических пластов, символика поэмы. Оппозиция «стих – проза» в историческом аспекте. Поэтика цикла «Маленькие трагедии». «Повести Белкина»: проза естественности и простоты; анекдотическая основа сюжетов. «Пиковая дама»: метафизика прозы.

Историческая проза Пушкина. Идейно-художественное своеобразие «Капитанской дочки»: социально-историческая основа сюжета; символика пейзажа; Петр Гринев и замкнуто-разъединенные миры дворянства и крестьянства; проблема законности и милости.

Поэты пушкинской плеяды.Понятие «поэты пушкинского круга» и его отличие от других определений. Единство поэтов пушкинского круга (мотивы, настроения, жанры, тип лирического героя). Поэтические индивидуальности: Д. Давыдов, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: