Цель и задачи: изучение основных черт древнерусских текстов, формирование навыка анализа текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные черты древнерусских текстов и понятия, связанные с этими чертами.
2. Причины принципиальной анонимности памятников древнерусской литературы.
3. Особенности чтения и перевода древнерусских текстов (фонетические особенности, чтение отдельных букв и сочетаний, образование глагольных форм прошедшего и будущего времени, значение и перевод распространенных синтаксических оборотов как, например, «дательный самостоятельный»).
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Охарактеризовать: рукописный характер древнерусской литературы; особенности работы древнерусских книжников; материал для письма; оформление рукописей; типы почерков (устав, полуустав, скоропись, вязь); связь рукописного характера литературы с исторической судьбой памятников.
|
|
2. Представить характеристики основных понятий истории текста: список, редакция, извод, архетип, протограф.
3. Прочитать отрывок из «Повести временных лет» – «Хождение апостола Андрея по русской земле» и прокомментировать его.
4. Законспектировать статью Н.И. Прокофьева.
Источники: 13
Литература:
- обязательная: 8, 13
- дополнительная: 10, 12, 27, 54, 59
Практическое занятие по теме 2.1.
«Зарождение и развитие жанра летописи в древнерусской литературе»
Время: 2 часа