Цель и задачи: изучение, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Комедия как жанр в русской литературе классицизма. Принцип «трех единств» и другие «правила» создания комедий. Проблема типологии и эволюции жанра в русской литературе XVIII в.
2. Новаторство Фонвизина-драматурга. «Недоросль» – первый опыт русской социально-политической комедии. Проблематика произведения. Жанровые образования в пьесе: элементы любовной, бытовой и воспитательной комедии, «слезной» драмы и трагедии.
3. Композиция комедии «Недоросль». Идейно-смысловая и сюжетная завершенность как критерий выделения драматической сценки. Типы связей между сценками в пьесе.
4. Особенности конфликта и сюжетной организации произведения. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Структура сюжета.
5. Система образов. Принципы деления героев на группы. Внесценические персонажи. Понятие об ансамбле действующих лиц пьесы. Основные приемы создания образа. Мастерство Фонвизина-сатирика.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Определить основные жанрообразующие признаки комедии. Почему комедия Фонвизина «Недоросль» не укладывается в рамки традиционной типологии жанра?
2. Проследить, как развиваются в пьесе различные сюжетные линии, вычленить в них завязку, кульминацию и развязку. Кто из героев произведения и каким образом движет эти сюжетные линии?
3. Подготовить тезисный план ответа на вопрос: «В чем заключается новаторский характер комедии Фонвизина "Недоросль"?»
Источники: 67
Литература:
· обязательная: 11
· дополнительная: 11, 21, 39, 51, 56, 69
Практическое занятие по теме 14.1.
«Поэтика "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева»
Время: 2 часа