Цель и задачи: изучение художественной специфики романа-эпопеи М.А. Шолохова, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1) История создания романа «Тихий Дон»
2) История казачества. Предопределенность трагической судьбы казачества его историей.
3) Природное и историческое время в романе: а) цикличность природного времени; б) линейность исторического времени, его независимость от природного цикла; в) война как вмешательство исторического времени в природное (отрыв казака от Земли), влияние природного времени на историческое.
4) Смысл названия и роль эпиграфов к роману.
5) Роль пейзажа. Прием психологического параллелизма.
6) Любовные линии романа. «Тихий Дон» как любовный роман нового типа.
7) Изображение войны в романе. Позиция автора.
8) «Тихий Дон» как роман-эпопея: признаки жанра и жанровое своеобразие.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
|
|
Изучить рекомендуемые к семинару источники и литературу, подготовиться к работе по указанным вопросам.
Источники: 150
Литература:
· обязательная: 1
· дополнительная: 3, 25, 31, 32, 62
Практическое занятие по теме 35.1
Непрочитанный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Время: 2 часа
Форма занятия: традиционная
Цель и задачи: изучение, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Творческая история романа, движение авторского замысла.
2. Мировоззренческие основы романа.
3. Система этико-философских координат: добро и зло, справедливость и сострадание, свет и тьма.
4. «Мастер и Маргарита» как роман-мениппея. Генезис жанра и его особенности.
5. Своеобразие композиции книги. Прием «текст в тексте»
6. Пространственно-временная организация произведения.
7. Мотивная структура «Мастера и Маргариты».
8. Основные черты «странного реализма» М. Булгакова.
9. Почему роман остался непрочитанным?
10. Кто автор вставного романа?
11. Отношение персонажей к дьяволу; отношение их к спасению.
12. Чему верить в романе?
13. Преступление и наказание булгаковского героя.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Подготовить сообщение на тему: «"Мастер и Маргарита" в окружении литературных аллюзий».
Источники: 120
Литература:
· обязательная: 1
· дополнительная: 3, 25, 31, 32, 62
Раздел VI. История отечественной литературы
Второй половины XX века и современности