Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
И. А. Крылов
'
Как заметил один шутник, бывают люди, ни на что не способные, а бывают — способные на все. Серьезно настроенный психолог вряд ли согласится с такими суждениями, поскольку давно и точно известно, что каждый человек на что-то способен. Не так уж много дел, которых он мог бы проявить себя наилучшим образом, но они непременно есть. Чтобы их найти, сначала надо разобраться со своими способностями, выявить их и измерить. Способности к анализу и синтезу, к творчеству, к организаторской работе, к экспериментаторству, к проблемному видению мира.
Надо ли этим заниматься? Обязательно найдутся люди, твердо уверенные в том, что способности, если они есть, рано или поздно проявятся, а талант и вовсе пробьет себе дорогу, невзирая ни на что. Способности, конечно, проявятся, но это может произойти с большим опозданием. Порой человеку не хватает целой жизни, чтобы их проявить. Герой Марка Твена капитан Стормфилд поведал нам, что в потустороннем мире превыше Шекспира с Гомером был прославен некий портной из Теннесси. Оказывается, на земле не оценили по достоинству его могучий поэтический талант, и только в раю воздали за все несвершенные дела.
|
|
Нередко способности могут проявиться не полностью, и прирожденный артист многие годы проведет в качестве заурядного инженера, развлекая в свободное время товарищей уморительными рассказами в лицах...
А как быть тому, кто не блещет особыми талантами и считает себя самым обыкновенным человеком? Ему, выходит, и раздумывать не о чем — занимайся чем угодно, ведь «все работы хороши, выбирай на вкус»! Но вот что писал по этому поводу известный американский специалист по психологии и управлению Дейл Карнеги: «Самая большая ошибкой при поиске работы — не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие».
Когда речь заходит о способностях, житейская психология обнаруживает множество предрассудков и заблуждений. В одной из московских школ на родительском собрании
был задан вопрос, какую профессию посоветовали бы присутствующие своим детям. При этом родителем предложили перечень профессий, половину которых традиционно относят к творческим, а содержание другой половины составляли в основном рутинные, однообразные занятия. 84% родителей хотели бы видеть своих детей на творческой работе, что и отметили в перечне. А через некоторое время им же предложили другой список, в котором перечислялись интеллектуально-психологические качества, необходимые для обоих видов работы. Результат показателен: те, кто отдавал предпочтение творческим профессиям, почти единодушно (89%) повычеркивали из списка признаки творческой личности. Видимо, такие качества, как смелость, независимость суждений, неудовлетворенность уровнем своих знаний, не соответствовали их идеалу воспитанного человека. Спрос был на другое: вежливость, пунктуальность, искренность...
|
|
Однако родительские представления — это еще полбеды. Гораздо хуже, когда в результате опроса студентов-медиков вдруг выясняется, что многие из них пришли в институт не из любви к профессии, а из-за симпатии к ее внешним атрибутам — белый халат, сложные операции, а потом, конечно же, благодарные спасенные, так эффектно показанные в кино... О неромантичных буднях участкового врача мало кто думал, поступая в институт. В общем, шли не за тем и попали не туда.
Специальные методики помогают выявлять способности быстро и в широком диапазоне. Таких методик уже сотни, но все равно их недостаточно. Ведь далеко не все области человеческой деятельности настолько простоты, что к ним можно сформулировать четкие, однозначные требования. Тем не менее известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп: к первой он отнес профессии типа «человек — природа» (например, лесовод, агроном, биолог), ко второй — «человек —- техника» (слесарь, механизатор, монтажник), к третьей — «человек — человек» (педагог, медсестра, администратор), к четвертой — «человек — знаковая система» (стенографистка, оператор ЭВМ, математик), к пятой — «человек — художественный образ» (ювелир, фотограф, художник).
Ответив на следующие вопросы, вы можете опреде
лить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка а), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше
полагаться на первое непосредственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы (см. с. 54) знак «+». Если определенно нравится — два плюса, очень нравится —- три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус, если определенно не нравится — два, очень не нравится — три минуса.
Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столбце таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.
а | или | б |
1. Ухаживать за животными | обслуживать машины, приборы. | |
2. Лечить больных | составлять программы для ЭВМ. | |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов | следить за состоянием, развитием растений. | |
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл) | рекламировать, продавать товары. | |
5. Обсуждать научно-популярные статьи | обсуждать пьесы, концерты. | |
6. Выращивать животных | помогать товарищам в работе, спорте. | |
7. Настраивать музыкальные инструменты | управлять трактором, тепловозом и т. п. | |
8. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) | оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов. | |
9. Ремонтировать вещи, изделия | искать и исправлять ошибки в текстах, рисунках, | |
10. Лечить животных | выполнять вычисления, расчеты. | |
11. Выводить новые сорта растений | конструировать машины, проектировать дома. | |
12. Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять | разбираться в чертежах, схемах. | |
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности | изучать жизнь микробов. | |
14. Налаживать медицинские приборы | оказывать людям медицинскую помощь. | |
15. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях | художественно описывать события. | |
16. Делать лабораторные анализы в больнице | осматривать больных, назначать лечение. | |
17. Красить стены, расписывать изделия | монтировать здания, собирать машины. | |
18. Организовывать культпоходы, экскурсии | участвовать в концертах, спектаклях. | |
19. Изготовлять детали, строить здания | чертить, копировать карты. | |
20. Бороться с болезнями растений. | работать на пишущей машинке. |
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7 а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Теперь, когда вы более или менее твердо определили, какой тип профессии вам больше по душе, пора подумать и о необходимых качествах, которые понадобятся вам в будущем. Нам неизвестны ни ваши склонности, ни способности, и потому мы, конечно, не сможем дать конкретный совет по этому поводу именно вам. Тем более что уже выпущена пятитомная энциклопедия «Мир профессий»,
|
|
к которой и отсылаем всех заинтересованных. Мы же ограничимся лишь одним примером, выбрав одну из самых трудных задач: попытаемся помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая система», не самая распространенная, да и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6—8 % населения. Однако мы надеемся, что и те, кого наука мало интересует, тоже найдут здесь кое-что полезное для себя.