Найди свой путь

Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

И. А. Крылов

'

Как заметил один шутник, бывают люди, ни на что не способные, а бывают — способные на все. Серьезно настроенный психолог вряд ли согласится с та­кими суждениями, поскольку давно и точно известно, что каждый человек на что-то способен. Не так уж много дел, которых он мог бы проявить себя наилучшим образом, но они непременно есть. Чтобы их найти, сначала надо разо­браться со своими способностями, выявить их и измерить. Способности к анализу и синтезу, к творчеству, к органи­заторской работе, к экспериментаторству, к проблемному видению мира.

Надо ли этим заниматься? Обязательно найдутся люди, твердо уверенные в том, что способности, если они есть, рано или поздно проявятся, а талант и вовсе пробьет себе дорогу, невзирая ни на что. Способности, конечно, проявятся, но это может произойти с большим опозданием. Порой человеку не хватает целой жизни, чтобы их проявить. Герой Марка Твена капитан Стормфилд поведал нам, что в потустороннем мире превыше Шекспира с Гомером был прославен некий портной из Теннесси. Оказывается, на земле не оценили по достоинству его могучий поэтический талант, и только в раю воздали за все несвершенные дела.

Нередко способности могут проявиться не полностью, и прирожденный артист многие годы проведет в качестве заурядного инженера, развлекая в свободное время товари­щей уморительными рассказами в лицах...

А как быть тому, кто не блещет особыми талантами и считает себя самым обыкновенным человеком? Ему, выхо­дит, и раздумывать не о чем — занимайся чем угодно, ведь «все работы хороши, выбирай на вкус»! Но вот что писал по этому поводу известный американский специалист по пси­хологии и управлению Дейл Карнеги: «Самая большая ошиб­кой при поиске работы — не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополу­чие».

Когда речь заходит о способностях, житейская психоло­гия обнаруживает множество предрассудков и заблужде­ний. В одной из московских школ на родительском собрании


был задан вопрос, какую профессию посоветовали бы присутствующие своим детям. При этом родителем предложили перечень профессий, половину которых тра­диционно относят к творческим, а содержание другой поло­вины составляли в основном рутинные, однообразные заня­тия. 84% родителей хотели бы видеть своих детей на твор­ческой работе, что и отметили в перечне. А через некоторое время им же предложили другой список, в котором пере­числялись интеллектуально-психологические качества, не­обходимые для обоих видов работы. Результат показателен: те, кто отдавал предпочтение творческим профессиям, почти единодушно (89%) повычеркивали из списка признаки творческой личности. Видимо, такие качества, как смелость, независимость суждений, неудовлетворенность уровнем своих знаний, не соответствовали их идеалу воспитанного человека. Спрос был на другое: вежливость, пунктуаль­ность, искренность...

Однако родительские представления — это еще полбе­ды. Гораздо хуже, когда в результате опроса студентов-медиков вдруг выясняется, что многие из них пришли в институт не из любви к профессии, а из-за симпатии к ее внешним атрибутам — белый халат, сложные операции, а потом, конечно же, благодарные спасенные, так эффектно показанные в кино... О неромантичных буднях участкового врача мало кто думал, поступая в институт. В общем, шли не за тем и попали не туда.

Специальные методики помогают выявлять способности быстро и в широком диапазоне. Таких методик уже сотни, но все равно их недостаточно. Ведь далеко не все области человеческой деятельности настолько простоты, что к ним можно сформулировать четкие, однозначные требования. Тем не менее известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп: к первой он отнес профессии типа «человек — природа» (например, лесовод, агроном, биолог), ко второй — «человек —- техника» (слесарь, меха­низатор, монтажник), к третьей — «человек — человек» (пе­дагог, медсестра, администратор), к четвертой — «чело­век — знаковая система» (стенографистка, оператор ЭВМ, математик), к пятой — «человек — художественный образ» (ювелир, фотограф, художник).

Ответив на следующие вопросы, вы можете опреде­

лить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопро­са (колонка а), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше


полагаться на первое непосредственное чувство. Если ско­рее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы (см. с. 54) знак «+». Если определенно нравится — два плюса, очень нравится —- три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус, если определенно не нравится — два, очень не нравится — три минуса.

Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка б). Не забудьте, что одну из половин нужно обя­зательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столб­це таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.

а или б
1. Ухаживать за животными   обслуживать машины, при­боры.
2. Лечить больных   составлять программы для ЭВМ.
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, пла­катов   следить за состоянием, раз­витием растений.
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл)   рекламировать, продавать товары.
5. Обсуждать научно-по­пулярные статьи   обсуждать пьесы, концерты.
6. Выращивать животных   помогать товарищам в ра­боте, спорте.
7. Настраивать музыкаль­ные инструменты   управлять трактором, тепло­возом и т. п.
8. Давать людям информа­цию (в справочном бюро, на экскурсии)   оформлять выставки, участ­вовать в подготовке концер­тов.
9. Ремонтировать вещи, из­делия   искать и исправлять ошибки в текстах, рисунках,
10. Лечить животных   выполнять вычисления, рас­четы.
11. Выводить новые сорта растений   конструировать машины, проектировать дома.
12. Разбирать споры между людьми, убеждать, разъ­яснять   разбираться в чертежах, схемах.
13. Наблюдать за работой художественной самодея­тельности   изучать жизнь микробов.
14. Налаживать медицинские приборы   оказывать людям медицин­скую помощь.
15. Составлять отчеты о на­блюдаемых явлениях   художественно описывать события.
16. Делать лабораторные анализы в больнице   осматривать больных, назна­чать лечение.
17. Красить стены, расписы­вать изделия   монтировать здания, соби­рать машины.
18. Организовывать культ­походы, экскурсии   участвовать в концертах, спектаклях.
19. Изготовлять детали, строить здания   чертить, копировать карты.
20. Бороться с болезнями растений.   работать на пишущей ма­шинке.
Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ
    7 а
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  

Теперь, когда вы более или менее твердо определили, какой тип профессии вам больше по душе, пора подумать и о необходимых качествах, которые понадобятся вам в будущем. Нам неизвестны ни ваши склонности, ни способ­ности, и потому мы, конечно, не сможем дать конкретный совет по этому поводу именно вам. Тем более что уже выпущена пятитомная энциклопедия «Мир профессий»,


к которой и отсылаем всех заинтересованных. Мы же огра­ничимся лишь одним примером, выбрав одну из самых трудных задач: попытаемся помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Про­фессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая систе­ма», не самая распространенная, да и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6—8 % населения. Однако мы надеемся, что и те, кого наука мало интересует, тоже найдут здесь кое-что полезное для себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: