Предпрофильная и профильная ориентация школьников

В основе идей предпрофильной и профильной ориентации уча­щихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников еще в IX и X классах уже определились с выбо­ром профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концеп­ции профильного обучения на старшей ступени общего образова­ния» (утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов. Определенный опыт профильной подготовки накоплен как за рубежом, так и в России. Например, еще в 1864 г. был принят указ, согласно которому организовывались семиклассные гимназии двух типов: классиче­ская (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подго­товка к практической деятельности и к поступлению в специали­зированные учебные заведения). В дальнейшем к проблеме ранней профилизации и специализации обращались неоднократно.

В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по вы­бору) связывают с профориентацией, с тем чтобы «способство­вать самоопределению учащегося», чтобы решить прежде всего профориентационную задачу.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготов­ки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введе­нию профильного обучения учащихся в общеобразовательных уч­реждениях на 2003/2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специа­лизированной подготовки... с учетом потребностей рынка тру­да и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии». Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после IX класса), затем к моменту окончания школы он должен не только выбрать конк­ретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и получить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального обра­зования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подго­товительных курсов и т.п.

Главным положительным моментом данной Концепции явля­ется то, что наконец-то государство обратило внимание на проф-


ориентацию. Ведь согласно Концепции и Рекомендациям об орга­низации предпрофильной подготовки (пусть даже на уровне экс­перимента) на эту работу в IX классах выделяется 100 учебных; часов в год, из которых 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю), отводится на предметные курсы по выбору и ориентационные курсы, а 1/3 объема (примерно 1 час в неделю) — на информаци­онную работу и профильную ориентацию.

При этом информационная работа предполагает знакомстве учащихся с местными образовательными учреждениями и разные! формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т. п.). Профиль-1 ная ориентация означает «оказание учащимся психолого-педаго-| гической поддержки в проектировании продолжения обучения профильных и непрофильных классах старшей ступени, учрежде­ниях начального и среднего профессионального образования», мы поняли, профильная ориентация больше нацелена на об­следование учащихся с целью выявления их предпочтений возможностей для более обоснованного выбора профиля дальней-*! шего обучения. Также отмечается, что профильная ориентация способствует «созданию условий для повышения готовности под-| ростков к социальному, профессиональному и культурному ca-J моопределению в целом». Правда, отведенных для этого 30 —! учебных часов в неделю, на наш взгляд, явно недостаточно.

Следует отметить, что пока каких-то жестких указаний на обя-| зательные методы и формы работы не дается. Более того, в Кон­цепции даже отмечается необходимость «многообразия форм ее реализации», а также возможность использовать различные моде-j ли организации самой профильной подготовки (внутришкольна или сетевая организация, когда несколько школ группируются вокруг такого учебного заведения, где имеется больший образов вательный ресурс для профильного обучения).

Пока данная затея находится на уровне эксперимента. Можн< лишь предполагать возможные результаты. Все зависит от того| насколько серьезно этим будут заниматься федеральная власть, также власти муниципальные, ведь анализ зарубежного опыта св»| детельствует, что влияние и возрастающая ответственность uei ральной власти за организацию и результаты образования прояв^ ляются отчетливо.

Обозначим некоторые трудности (и даже сомнения) в дости! жении успеха предпрофильной и профильной подготовки с уче| том нынешних российских реальностей.

1. Неопределенность с финансированием предпрофильной профильной подготовки. Понятно, что затраты потребуются немалые. Это и финансирование новых планов и программ, и сти-| мулирование администраторов и исполнителей данной Концепвд и соответствующих рабочих программ, это и материально-технЫ ческое обеспечение (и переоснащение) имеющихся кабинетов


аудиторий и мастерских и т. п. Пока в этом вопросе наблюдается явное противоречие: с одной стороны, подчеркивается безуслов­ное требование бесплатности и общедоступности среднего (пол­ного) образования, включая и профильную подготовку, с другой стороны, платность допускается и, возможно, предполагается. Так, один из идеологов профильной подготовки — А. Пинский, отвечая на вопросы читателей (см.: Первое сентября, 2003, 26 апр.), каса­ющиеся возможности школьников бесплатно прослушивать углуб­ленные курсы в каком-либо из соседних лицеев, где обучение ведется платное (а такая возможность предусматривается Кон­цепцией), отмечает: «А я и не говорю, что бесплатно!.. Родители — это первейшие союзники в деле профильного обучения. Если они видят, что их деньги тратятся не зря, они эти деньги находят. А наше дело — подумать, как сделать эти престижные лицеи и гимназии базовыми профильными школами и союзниками в деле профилизации».

2. Предпрофильную и профильную ориентацию предполага­
ется осуществлять за счет основной программы средней школы.
В Концепции по этому поводу читаем: «Очевидно, что любая форма
профилизации ведет к сокращению инвариантного компонента».
Правда, в другом месте Концепции говорится о том, что для со­
здания образовательного пространства самоопределяющегося уча­
щегося «необходимо... увеличить часы вариативного (школьно­
го) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе
основной ступени общего образования». Как известно, перекраи­
вать устоявшиеся образовательные программы не только очень слож­
но, но и ответственно, что предполагает прогнозирование послед­
ствий таких вмешательств в учебный процесс. Нам представляется,
что важным неиспользованным резервом здесь явилось бы более
творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда
преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывали бы уча­
щимся о связи их предмета с близкими профессиями.

3. Реальная неготовность многих педагогов и психологов к реа­
лизации предпрофильной и профильной подготовки. Необходима
серьезнейшая подготовка специалистов к данному нововведению,
а это предполагает немалые финансовые расходы (в государстве,
где денег именно на образование почему-то явно не хватает). Кроме
того, у большинства педагогов и так достаточно высокая загру­
женность основной работой и у них нет внутреннего (да и внеш­
него) стимула для освоения новых идей и методов работы. Похо­
жая ситуация была в конце 1980-х гг., когда всю профориента-
Ционную работу пытались буквально «свалить» на учителей тру­
да, которые, естественно, от нее отмахивались в большинстве
случаев.

4. Полноценная профориентационная работа со школьниками
помимо использования массовых форм и методов (с классом или


подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные проф-j консультации, но из Концепции не совсем понятно, кто и когда > будет такие индивидуальные профконсультации проводить. Если | учесть, что Центры профориентации молодежи, показавшие свою I эффективность во второй половине 1980-х гг., сейчас в значитель- | ной степени развалены, то получается, что старшекласснику! фактически не к кому обратиться в большинстве случаев. А рас-считывать только на педагогов или психологов-энтузиастов не-j дальновидно. Для того чтобы организовать индивидуальные проф- j консультации, необходимо не только предусмотреть время, но и| подготовить специалистов, готовых к такой ответственной работе. I

5. Профилизация — это фактически способ социально-профес-| сиональной сегрегации населения. Ведь даже в Концепции огова-| ривается, что школы могут быть и непрофильными. Если обра-J титься к истории, то именно непрофильные школы дают более обширное, универсальное образование, которое в перспективе может стать основой и для получения университетского образова-| ния (университет — от лат. universitatis, т.е. «совокупный», разно­сторонний). И именно разносторонний человек больше приспо­соблен для жизни в сложном обществе. А разносторонний, ши-| рокообразованный специалист в большей степени востребова* современным, постоянно обновляющимся производством. О бес­перспективности подготовки «узких специалистов» писал в свое время К.Маркс. А о том, что ранняя профессионализация специализация) ведет к неполноценному развитию и является признаком слаборазвитого общества, говорят многие психоло-t ги. Например, Б.Ливехуд вообще считает, что самым страшныд для подростка является зарабатывание денег в 14 лет, а для 20^ летних самое страшное — все время заниматься одним и тем ^ делом, не имея возможности приобщаться к разнообразном} труду.

И все-таки следует признать, что для определенной части под«| ростков получение разностороннего образования является неин-? тересным занятием и они в школе, скорее, не учатся, а мучаются С большей охотой они будут обучаться в профильной школе щ тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, чт тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатно!! го) среднего образования, а в перспективе — всеобщего высшег образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных стра| нах, то определенные сомнения относительно ранней профили! зации все-таки остаются. Педагоги и психологи должны понима что подростничество — это время экспериментирования, пробы: разнообразных учебно-профессиональных выборах. Более того| цивилизованные народы даже дают подросткам право на неиз| бежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром Э. Эриксон be понятие «психосоциальный мораторий», когда взрослые с по-*


ниманием относятся к экспериментированию подростка. Поэтому ограничивать подростка в таких выборах очень недальновидно. И хотя Концепция профильной подготовки допускает возмож­ность смены профиля, но реально для многих учащихся это будет сделать крайне сложно.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает слово «оптант»?

2. В чем состоит специфика профконсультационной помощи подрост­
кам в выпускных и в невыпускных классах?

3. Чем вызвана необходимость в построении «универсальной перио­
дизации» развития субъекта профессионального самоопределения?

4. В чем заключается главная проблема формирования ценностно-смыс­
лового ядра школьников и студентов как будущих профессионалов?

Рекомендуемая литература

Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб., 1999.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.



Глава 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: