Главный этический ориентир в работе профконсультанта

Подводя итог, можно сформулировать главный этический ори­ентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самооп­ределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — куль­тивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессио­нальной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав дру­гих людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профкон-сультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества.

Такой ориентир соотносится с современными взглядами на проблему чувства собственного достоинства. В частности, Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при по­строении справедливого общества. Чувство собственного досто­инства (по Дж. Ролзу) включает в себя два основных момента: во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимо­сти, его твердое убеждение в том, что его концепция собственно­го блага, жизненного плана заслуживает реализации»; во-вторых, уверенность в собственных способностях, «поскольку во власти че­ловека выполнить собственные намерения» (Ролз Дж., 1995, с. 385). К этому можно добавить, что по-настоящему человек может себя уважать тогда, когда, с одной стороны, он достигает успеха, а с Другой стороны, сохраняет свое достоинство (совесть, репутацию,


не отказывается от того, чтобы считать себя порядочным челове­ком). К сожалению, такие люди встречаются нечасто, но, быть может, в этом тоже есть смысл: ведь если чего-то становится слиш­ком много, то это неизбежно обесценивается.

Таким образом, достойным может считать себя только тот че­ловек, который «уверен в собственных способностях» и готов реа­лизовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обще- i стве и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей j есть свои концепции блага, которые часто вступают друг с другом ] в неизбежные противоречия. В справедливом обществе, отмечает] Дж.Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить] свои интересы, т.е. «договориться» и пойти на определенные ус-| тупки друг другу. А это означает, что даже в справедливом обществе! неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. При-| чем неизбежными становятся уступки и в самом главном — в чув-| стве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая! даже в столь важном для себя, как в чувстве собственного достоин-1 ства, человек и все общество получают гораздо больший выиг-| рыш — стабильность всего этого общества и его дальнейшее разви-| тие, а значит, и расширение возможностей для самореализации! каждого отдельного члена такого общества (см. там же).

И именно здесь человек превращается из отдельно взятого ин-| дивида в подлинную личность, сопричастную общественным ин­тересам, и у человека появляется то, что «поздний» А. Адлер на-| зывал «чувством сопричастности с обществом» и к чему призы­вал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный интересы общества (а еще лучше — Культуры), не столько «терЯ1 ет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам др> людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорр что достоинство проходит настоящую проверку — проверку чимости цели и смысла, ради которых человек живет и може вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обще| ству в целом.

Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шам| фор, слишком большие достоинства подчас делают человека нет пригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитка| ми — там нужна разменная монета, особенно мелочь. А это зна чит, что проблема для многих людей все-таки остается. И здесь i помощь самоопределяющимся людям может прийти профконсул тант, но при условии, что он сам хотя бы пытается разобраться i этих сложнейших проблемах.

Важным условием достойной работы профконсультанта яе ется также отказ от насилия над личностью клиента, когда са клиент не стремится быть каким-то особенным, а видит свое сч|


стье в том, чтобы не отличаться от других («быть не хуже других»). Психолог-профконсультант в этом случае должен лишь показать саму возможность построения разных вариантов счастья. Но окон­чательный выбор остается за самим клиентом. И именно поэтому корректнее говорить не о самоопределении, к которому готовы далеко не все клиенты (и не все психологи-консультанты), а о профориентации, высшим уровнем которой как раз и является вывод клиента на уровень самостоятельности и осознанности при решении важных жизненных вопросов.

Но тогда остается вопрос: должен ли психолог допускать, что­бы кто-то из клиентов не стремился к высшим уровням самооп­ределения? Как это ни покажется странным, но здесь срабатывает «экологический принцип» практической психологии. Согласно этому принципу, как и в природе, в человеческом обществе должно быть многообразие различных видов. Как и в природе, имеют пра­во на существование и хищники, и молчаливые рыбы, и граци­озные олени, и щебечущие птичьи стаи.

В человеческом обществе все не могут быть одинаково прекрас­ными. И у каждого человека должен быть выбор. Главная проблема для профконсультанта состоит в том, чтобы, с одной стороны, не способствовать явно антисоциальным жизненным выборам, а с другой стороны, не ограничивать свободу самоопределения даже для людей с примитивными ориентациями. Смысл свободы — в праве отказываться от высших идеалов самоопределения. А задача профконсультанта — все-таки сориентировать клиента в много­образных вариантах построения своего счастья (включая и самые благородные варианты). И, как нам представляется, говорить о благородных вариантах намного сложнее, чем о вариантах прими­тивных и однообразных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: