Процедура игры-дискуссии

1. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует таблицу (см.
ниже). Ведущий показывает, как лучше ее оформить на доске.

2. В графах «Профессии» ведущий предлагает вписать одинаковые для
всех профессии — их и будут обсуждать в игре (в нашем примере исполь­
зованы следующие профессии: уборщица в больнице, уборщица в ком­
мерческом банке и педагог-психолог, т. е. школьный психолог).

3. В таблице каждый участник самостоятельно проставляет ниже вы­
писанных профессий, сколько, с его точки зрения, работники этих про­
фессий зарабатывают «реально» и сколько они должны были бы зараба­
тывать «по справедливости». Например, уборщица в стационарной боль­
нице реально зарабатывает 700 руб. в месяц, уборщица в коммерческом
банке — 1500 руб., а педагог-психолог — 1400 руб.

4. Далее каждый участник в графе «Универсальные критерии оценки
справедливой оплаты труда» выписывает то, что, по его мнению, долж­
но стать основой для справедливой оценки труда самых разных работни­
ков. Например, время на работу, уровень образования, стаж, хорошие
отношение с начальством и т. п.

5. После этого ведущий может: 1) либо собрать листочки для последу­
ющего анализа: результаты такого анализа можно было бы сообщить после
небольшого перерыва или сравнить с мнениями и оценками участников
игры уже после ее завершения, проведя аналогичную работу с заполне­
нием листочков, 2) либо оставить листочки участникам, чтобы они мог­
ли опираться на свои оценки и критерии в ходе дальнейшей работы.

6. Далее возможны разные варианты продолжения работы с груп­
пой.





Вариант 1. Ведущий, постоянно обращаясь к участникам, cnpaJ шивает их, какие оценки и какие критерии выписать в таблице на доске! При этом у участников могут быть разные мнения. Задача ведущего не навязывать своих мнений и оценок, а именно организовать совместнс обсуждение. Роль ведущего на данном этапе — быть «статистом», задаю-| щим иногда уточняющие (или даже провоцирующие) вопросы и крат отражающим мнение большинства на доске.

После того как общими усилиями обозначены «универсальные кри*| терии», по каждому критерию оценивается каждая профессия с точ* зрения «справедливой оплаты труда». Например, используется 5-балль-| ная шкала, когда наибольший балл проставляется той профессии, ко­торая больше соответствует требованиям данного критерия.

Можно даже использовать «коэффициент значимости» отдельных кри«> териев. Например, те критерии, которые значимы, помечаются знако* «х», а потом соответствующие баллы умножаются на 2 (см. табли! ниже).

Далее по каждой профессии просчитывается итоговый балл, что по зволяет сравнить несколько профессий и соответственно сравнить щ лученные результаты с «реальными» зарплатами данных работников.

Часто оказывается так, что профессии, реально оплачиваемые заме но ниже других, «по справедливости» признаются наиболее важными ■! требующими значительного увеличения заработков. Можно даже выр зить все это в пропорциях, еще более наглядно показывающих абсур ность реальной ситуации, связанной с оплатой труда.

Подобный вариант игры бывает достаточно сумбурным, но зато пс зволяет выразить свое отношение к проблеме не только «рассудочно* но и «эмоционально-чувственно», что для рефлексии своей позиции всегда бывает плохо.

Вариант 2. Этот вариант дальнейшего проведения игры предпол гает традиционную схему деловой игры, когда участники делятся на ми! рогруппы (по 5 — 7 человек), в каждой микрогруппе обсуждается ев вариант таблицы (она заполняется общими усилиями с соответству щим обсуждением), а затем представители каждой микрогруппы дела краткие доклады, которые сравниваются и обсуждаются уже всеми стниками игры-дискуссии.

Для организации такого варианта игры важно все рассчитать по вр мени: обсуждение в микрогруппах и доклады должны быть строго регл ментированы. Очень важно компактно отражать основные идеи ка микрогруппы, для чего лучше даже выписать их на доске (для микрогруппы — на своей части доски).

Заметим, что игра не предполагает строгой, «объективной» и тем I «окончательной» оценки значимости труда работников разных пс сий. Ее смысл — актуализировать саму проблему справедливости зарг ты, ведь, как уже не раз отмечалось, именно чувство справедливости! важнейшая основа для развития чувства собственного достоинства че века в труде.

В ходе обсуждения могут предлагаться довольно интересные и противоречивые (парадоксальные) критерии оценивания вклада разлк ных работников и оценки их труда. Условно можно выделить следуюи



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: