Самостоятельности в труде

Используется специальная таблица (см. ниже).

Пример. Желаемый уровень образования — «Высшее профессио­нальное», а предполагаемый уровень творчества — «Пассивный и безот­ветственный» («лентяй»). В таблице на пересечении (на «перекрестке») этих уровней получаем — «Магистр — "лентяй"».

Три знака вопроса в скобках указывают на сильную сомнительность такого сочетания. Возможными выводами (рекомендациями) для клиен­та могут быть:

1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее слож­
ный уровень профессионального образования или вообще закончить ка­
кие-нибудь простые краткосрочные курсы;

2) перестать быть лентяем. Лучше, если такие рекомендации будет
высказывать не профконсультант, а сам клиент (как пожелания самому
себе) — в этом также проявится элемент активизации клиента.

Другой пример. Уровень образования «Начальное профессиональ­ное», а предполагаемый уровень самостоятельности — «Творческий ра­ботник — "талант"». В таблице находим — «Рядовой работник — "та­лант"» и рядом в скобках два знака вопроса и лишь один «плюс». Опять несоответствие. Рекомендацией для такого клиента может стать попытка повысить предполагаемый уровень своего образования.

Иногда может оказаться так, что по результатам заполнения опрос­ника клиент оказывается одновременно и «лентяем», и «гением» или одновременно предполагается «высшее образование» и «краткосрочные курсы».

Реально такое сочетание вполне возможно. Например, клиент одно­временно хотел бы освоить автослесарное дело, но все-таки быть на­чальником автобазы, или, будучи вполне активным и инициативным, клиент все-таки хочет иногда отдохнуть, т. е. занимать пассивную пози­цию.

В таких случаях мы предлагаем попросить самого клиента оценить, какой уровень образования и предполагаемой активности является наи­более правильным («правдивым»).

Заметим, что методика не претендует на выявление «абсолютной ис­тины». Будучи средством активизации, методика лишь провоцирует соот­ветствующие разговоры и размышления клиента.







Таблица соответствия уровня образования и предполагаемой степени самостоятельности в труде
Уровни самостоятель­ности в труде Уровни профессионального образования
1. Без специального образования или окончание крат­косрочных курсов (подсобник, лаборант) 2. Начальное про­фессиональное обра­зование (рабочий, рядовой работник) 3. Среднее профес­сиональное образо­вание (техник) 4. Высшее профес­сиональное образо­вание (инженер, магистр) 5. Ученая степень и звание (ученый, доктор, академик)
1. Неконструктив­ная конфликт­ность — «склочник», «хулиган» Подсобник — «хулиган» (?) Рядовой работ­ник — «хулиган» (?) Техник — «хулиган» (??) Магистр — «хулиган» (???) Академик — «хулиган» (??)
2. Пассивный и безответствен­ный — «лентяй» Подсобник — «лентяй» (?) Рядовой работ­ник — «лентяй» (??) Техник — «лентяй» (??) Магистр — «лентяй» (???) Академик — «лентяй» (??)
3. Исполнитель, ра­ботающий в груп­пе, — «свой парень» Подсобник — «свой парень» (+++) Рядовой работ­ник — «свой парень» (+++) Техник — «свой парень» (++) Магистр — «свой парень» (?+) Академик — «свой парень» (??+)
4. Исполнитель, рабо-такнций, — «запрограм­мированный робот» Подсобник — «робот» (?+) Рядовой работ­ник — «робот» (?++) Техник — «робот» (?++) Магистр — «робот» (??+) Академик — «робот» (??+)
5. Самостоятельный, инициативный, ответ­ственный работник (сам планирует работу и сам себя контроли­рует) — «нормальный [работник» Подсобник — «нормальный работник» (??+) Рядовой работ­ник — «нормаль­ный специалист» (?+) Техник — «нормальный специалист» (++) Магистр — «нормальный специалист» (?++) Академик — «нормальный специалист» (??+)

6. Творческий ра- Подсобник — Рядовой работ- Техник — «талант» Магистр — «талант» Академик —
ботник — «талант» «талант» ник — «талант» /О j_____ i \ \ / (+++) «талант»
  (???) (??+)     (+++)
7. Уникальный спе- Подсобник — Рядовой работ- Техник — «гений» Магистр — «гений» Академик —
циалист— «гений» «гений» ник — «гений» /Oi,|.Л V ''/ / 1 | \ \/ «гений»
  (???) (??+)     (+++)

Примечания: знак «+» означает соответствие уровня образования и самостоятельности в труде (чем больше плюсов, тем большее соответствие);

знак «?» выражает сомнение в соответствии (чем больше вопросов, тем больше сомнения);

в ряде случаев есть и соответствие, и сомнения, например «++?» (соответствия больше, чем сомнений).


ПРИЛОЖЕНИЕ 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: