Используется специальная таблица (см. ниже).
Пример. Желаемый уровень образования — «Высшее профессиональное», а предполагаемый уровень творчества — «Пассивный и безответственный» («лентяй»). В таблице на пересечении (на «перекрестке») этих уровней получаем — «Магистр — "лентяй"».
Три знака вопроса в скобках указывают на сильную сомнительность такого сочетания. Возможными выводами (рекомендациями) для клиента могут быть:
1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее слож
ный уровень профессионального образования или вообще закончить ка
кие-нибудь простые краткосрочные курсы;
2) перестать быть лентяем. Лучше, если такие рекомендации будет
высказывать не профконсультант, а сам клиент (как пожелания самому
себе) — в этом также проявится элемент активизации клиента.
Другой пример. Уровень образования «Начальное профессиональное», а предполагаемый уровень самостоятельности — «Творческий работник — "талант"». В таблице находим — «Рядовой работник — "талант"» и рядом в скобках два знака вопроса и лишь один «плюс». Опять несоответствие. Рекомендацией для такого клиента может стать попытка повысить предполагаемый уровень своего образования.
|
|
Иногда может оказаться так, что по результатам заполнения опросника клиент оказывается одновременно и «лентяем», и «гением» или одновременно предполагается «высшее образование» и «краткосрочные курсы».
Реально такое сочетание вполне возможно. Например, клиент одновременно хотел бы освоить автослесарное дело, но все-таки быть начальником автобазы, или, будучи вполне активным и инициативным, клиент все-таки хочет иногда отдохнуть, т. е. занимать пассивную позицию.
В таких случаях мы предлагаем попросить самого клиента оценить, какой уровень образования и предполагаемой активности является наиболее правильным («правдивым»).
Заметим, что методика не претендует на выявление «абсолютной истины». Будучи средством активизации, методика лишь провоцирует соответствующие разговоры и размышления клиента.
Таблица соответствия уровня образования и предполагаемой степени | самостоятельности в труде | ||||
Уровни самостоятельности в труде | Уровни профессионального образования | ||||
1. Без специального образования или окончание краткосрочных курсов (подсобник, лаборант) | 2. Начальное профессиональное образование (рабочий, рядовой работник) | 3. Среднее профессиональное образование (техник) | 4. Высшее профессиональное образование (инженер, магистр) | 5. Ученая степень и звание (ученый, доктор, академик) | |
1. Неконструктивная конфликтность — «склочник», «хулиган» | Подсобник — «хулиган» (?) | Рядовой работник — «хулиган» (?) | Техник — «хулиган» (??) | Магистр — «хулиган» (???) | Академик — «хулиган» (??) |
2. Пассивный и безответственный — «лентяй» | Подсобник — «лентяй» (?) | Рядовой работник — «лентяй» (??) | Техник — «лентяй» (??) | Магистр — «лентяй» (???) | Академик — «лентяй» (??) |
3. Исполнитель, работающий в группе, — «свой парень» | Подсобник — «свой парень» (+++) | Рядовой работник — «свой парень» (+++) | Техник — «свой парень» (++) | Магистр — «свой парень» (?+) | Академик — «свой парень» (??+) |
4. Исполнитель, рабо-такнций, — «запрограммированный робот» | Подсобник — «робот» (?+) | Рядовой работник — «робот» (?++) | Техник — «робот» (?++) | Магистр — «робот» (??+) | Академик — «робот» (??+) |
5. Самостоятельный, инициативный, ответственный работник (сам планирует работу и сам себя контролирует) — «нормальный [работник» | Подсобник — «нормальный работник» (??+) | Рядовой работник — «нормальный специалист» (?+) | Техник — «нормальный специалист» (++) | Магистр — «нормальный специалист» (?++) | Академик — «нормальный специалист» (??+) |
6. Творческий ра- | Подсобник — | Рядовой работ- | Техник — «талант» | Магистр — «талант» | Академик — |
ботник — «талант» | «талант» | ник — «талант» | /О j_____ i \ \ / | (+++) | «талант» |
(???) | (??+) | (+++) | |||
7. Уникальный спе- | Подсобник — | Рядовой работ- | Техник — «гений» | Магистр — «гений» | Академик — |
циалист— «гений» | «гений» | ник — «гений» | /Oi,|.Л V ''/ | / 1 | \ \/ | «гений» |
(???) | (??+) | (+++) |
Примечания: знак «+» означает соответствие уровня образования и самостоятельности в труде (чем больше плюсов, тем большее соответствие);
|
|
знак «?» выражает сомнение в соответствии (чем больше вопросов, тем больше сомнения);
в ряде случаев есть и соответствие, и сомнения, например «++?» (соответствия больше, чем сомнений).
ПРИЛОЖЕНИЕ 10