В каких формах могут существовать эмоциональные и мотивационно-смысловые отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира?

Смысловые отношения субъекта с миром могут выступать: а) как эмоциональное переживание отношений между целями различных действий и мотивами; б) как постоянное интегральное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта; в) как эмоциональное переживание отношений между целями и способами их достижения (операциями).

Смысловые образования у человека имеют два слоя:

· Смысл устойчивых мотивационных отношений, который существует в субъективной эмоционально-непосредственной форме и не может стать полностью вербализованным и осознанным.

· Смысл, выраженный субъектом с помощью языковых средств в форме вербальных значений, который: а) получает интерпретацию, обоснование, объяснение, но далеко не всегда верное и истинное; б) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями.

Воспринимаемые, а также актуализируемые в «образе мира» объективные межпредметные связи и отношения служат основой, ориентировочно-познавательной схемой для распространения эмоционально-смысловых отношений на предметные обстоятельства, которые способствуют или препятствуют реализации мотивов.

Единицей эмоционального процесса выступает акт эмоционального переключения с некоторого эмоционально значимого предмета, явления, события на его условия, свойства, «причины», «следствия» и т.д. При этом основой для эмоционального переключения могут служить самые разнообразные межпредметные отношения и связи.

В качестве единицы психического образа мира выступает аффективный след – совокупность образов, представлений, понятий (предметно-практических и умственных операций и действий), связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию эмоции, а также представления о породившей ее ситуации или предметном содержании.

По своим функциям в процессе удовлетворения потребностей эмоциональные явления распадаются на две фундаментальные группы:

Ведущие эмоциональные переживания или побуждения: «окрашивают» предметы потребностей, фиксируют мотивационные отношения субъекта с миром; побуждают субъекта к избирательной реализации определенного направления жизненной активности в окружающем мире – деятельности, определяют ее направленность; определяют индивидуальные особенности эмоционально-мотивационной сферы личности.

Производные эмоциональные переживания: возникают в процессе реализации любой деятельности; выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для реализации мотивов предметные условия, выделяя промежуточные цели; носят универсальный характер и могут возникать в составе любой деятельности. Например, эмоции успеха – неуспеха, которые включают констатирующие, предвосхищающие, обобщенные и другие переживания; эмоции удовольствия – неудовольствия; эмоции страха – гнева и другие (Вилюнас, 1976, 1990).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: