Скрытая просьба (инструкция)

Формулирование просьбы в виде, дающем возможность слушающему выполнить её «по собственной воле», что повышает вероятность её выполнения, комфортным для собеседника образом. «Скажите, дверь ещё закрыта?»

2.4.6. Синтаксическая расплывчатость.

Семантическая расплывчатость выражений рассматривалась в разделе моделирования информации на уровне лексики. Однако возможно использование милтон-моделирования и средствами синтаксиса.

А. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СМЫСЛОВ.

Использование фраз, в которых из-за непонятности самого их построения, мозг прорабатывает различные варианты понимания фразы, программируя соответствующее поведение человека. Классический пример этой техники: «Гипнотизирование гипнотизёров может быть мошенничеством» (Непонятно, то ли гипнотизёры гипнотизируют, то ли гипнотизируют их самих).

Б. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАСПЛЫВЧАТОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ.

Использование предложения, столь сложного по своей структуре, что слушателю не ясно, к какому слову относится та или иная часть речи. «Я найду этих вредных собак и их хозяина».(Определение переносится на хозяина собак).

В. РАСПЛЫВЧАТОСТЬ ПУНКТУАЦИИ.

Очень близкий к предыдущему приём, когда конструируется фраза, в которой непонятно, где кончается первое предложение (или мысль), и начинается другое. Появившийся новый смысл может быть программирующим, а смутно ощущаемая слушателем сложность и неполная понятность заставляет его прокручивать фразу в голове много раз, что усиливает эффект программирования. «Я не знаю, как скоро Вы окончательно осознаете, что Высидите и чувствуете себя уютно и уверенно (.) понимая верность моих слов» («уверенно» переносится на понимание). «Мне кажется, что пиджак сидит на Вас слишком свободно (,) погружая Вас в размышления об этом событии» (Подсознательно воспринимая кроме основного смысла ещё и «свободно погружая». «Всё правильно, так и должно быть (,) Вы уже начали понимать» (Дополнительно читается «должно быть начали понимать») «И я думаю, Вы со мной согласитесь (,) просто это будет или тяжело (,) отказать ведь можно всегда» (Образуются связки «согласитесь просто» и «тяжело отказать»).

Г. НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Незаконченное предложение, с одной стороны включает субъективные аналоговые конструкции в направлении, близком представлениям человека о теме разговора, с другой стороны может быть использовано для активизации повторения уже известной информации (например: недоговорённая фраза «пифагоровы штаны…» заставляет каждого слушающего ещё раз повторить предложение, что активизирует воспоминание и делает более надёжным запоминание фразы). В данном контексте нас интересует первая функция незаконченного предложения. Таким образом поданный материал стимулирует удобные человеку фантазии и может быть использован в целях милтон-моделирования. «Я не знаю, зачем ты…» (Человек прокручивает все свои действия, имеющие отношение к данному контексту). «Вы сейчас чувствуете расслабление и тому подобное…» (Человек чувствует близкие расслаблению ощущения, в названии которых у коммуникатора могли бы быть затрудняющие расслабление ошибки, что исключено данным приёмом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: