Метод семантического диференциала

Теорретические основы, сама идея принадлежит американскому лингвисту Чарльз Осгульд. Это разновидность направленного ассоциативного эксперимента, которы предполагает наличие шкал, с помощью кот можно представить семантическое пространство с определенными измерениями. Метод семантического дифференциала используется для получения колличественных перемаетров исслед объекта, для того чтобы оценить его соотношения с другими объектами. Значение слова. Можно предствавть с помощью двух польсных шкал, в каждой из кот имеется градация признака, от (___-2____-1____0____+1____+2___) очень плохой, неплохой, хороший, оч ороший.

Центром этого пространства является исходная точка, кот называет место полной бесмысленности, нейтральная точка.

Точка отсчета - место полной бессмысленности - это точка кот ведется в сторону проявления признака

Значение любого понятия. Можно представить в виде вектора, выходящего из этой нулевой. Нейтральной точки, нет еще оценивания признака. И длина вектора указывает на степень осмысления данного понятия, по отношению к какогу-либо параметру.

(Рисуем уруг по перимертру раздражение гнев, ярость, злость, негодование и т.д. - все обознач одну эмоцию. Разная степень проявления признака. И чтобы это измерить надо провести векторы. Самая слаб счит что раздражение (мал вектор))злость подлинее, негодование еще подлинее, самый сильный гнев, рость зашкаливающий)чтобы измерить переведем в горизонтальное поле и пред шкалу:

-------- - 1 ----------- 0 ------------ + 1-------

--------- - 2 -------- -1------- 0 --------- + 1 --------- +2--------

----- - 3 -------- -2 -------- -1--------0 --------- + 1 ------- 2 ------ 3

Метод семантического дифференциала - это метод, кот позволяет получить количественные параметры изучаемого объекта и получить объективную оценку изучаемого объекта в соотношении с теми, с которыми мы его сравниваем. И Озгуд делает вывод о том, что во всех естеств языках люди спольз слова не нейтрально, а пропускают значение через какие - то оценки. Т.е. Все слова в нашем сознании, метафорически закреплены с частотатами употреблениями, но и с отфильтрованной системой оценок. А значит, получить набор оцнок, для какого-либо признака. А потом по этим же признакам оценить другие слова, то можем получить разность оценок = он и будет семантическим дифференциалом. Сем дифферен это разница в оценках заданных слов, по заданным параметрам. сравниваем по заданным понятиям, чтобы было основание.

Озгуд все параметры. Свел в три группы, и назвал эти классы факторами:

1. Фактор оценки - имеют базовую антонимическую оппозицию хороший - похой; стараемся оценить нравится нам явление или нет. Озгуд выяснил, что во всех словах выявляем разность в значениях.

2. Фактор силы. Базовая оппозиция сильный - слабый. Оценивается экспрессия. Т.е. Слабая или сильная степень проявления признака. нр дом-домик(признак слабый0 - домище (признак сильный). Можно вводить параметр взрослый - ребенок, дикий (сильный0 - домашний

3. Фактор активности. Оппозиция активный - пассивный.

Как задать эти параметры в эксперименте?

Используется методика шкалирования. А края шкал помещаются антонимы, их можно выбирать либо из словаря, либо используя по -1      
казания языкового сознания. ЗАлевская "оппозиты" - психологические антонимы. В психолингвистике добавляют субъективное восприятие н-р монтекки и Капулетти. Для сознания ребенка оппозиты леденцы и шоколадные конфеты.могут сюда входить имена собственные по признаку краси        
вый-некрасивый; нравится-ненра-2        
Красивый     +  
Голодная       +
Добрая   +    

вится;

Точно также и синонимы. В лингвистич плане сова одной части речи и отлич стилист оттенками. А в нашем сознании симиляры - схожие в нашем сознании слова.

Чтобы получить антонимы на краях шкалы можно провести направл псих эксперимент

Испытуемому предлагается стимульное слово, и матрица оценки. Если берем 5ти бальную шкалу

-2---- -1 ---- 0 ------- +1 ------ + 2 -----

-2 -1      
  +     некрасивая
+       Сытая
      + злая
         

Диагностировать можно все что угодно, политические деяетели, лидеры оппозиции Жириновский - зюганов. Героев произведений, героев рекламных роликов,слоганы.

Озгут диагностировал будьдога и балонку. Мы берем дворнягу (1 таблица) и балонк (2 табл). Минус и плюс это неплохо и нехорошо, это степень проявления признака. Выбрать только одну характеристику и поставить + и -. Если считаем что красивая дворныга ставим -2 если некрасивая + 2, на другой. 0 - никакая. дальше считаем, сколько плюсиков

1-9-11-1 - -

9-9-2 - - 2

3 7 5 4 3

Второй

3 - 6-3-5 -5

- -1-2-8-11

2-5 - -5 - 5 - 5

Смотрим по преобладани. Если одна из крайних клеток незаполнена. То, считается преимущество равой или левой шкалы. Тогда на нейтральные точки необращ внимание - есть позиция у дворняги. Оцениваем левую половину шкалы 1 и 9. И может сказать что дворняга, скорее красивая.

Есть позиция пропуск (сытая-голодная) 8-11 болонка однозначно сытая. Если крайние клетки заполнены. То балогка скорее сытая.

Дворняга однозначно сытая.

! Если незаполнена клетка - то говорим о среднем признаке и не берем средние характеристики. Если клетки заполнены то выбираем максимальную противополодную. Если клетки заполнены (как дворняга, то скорее добрая чем злая). Если конца равные, то нейтральный вариант.

Книга Петренко.

Можем говорить только об оценочных доминантах. Сытая, несытая.

В качественном отношении смотрим на оценочные доминанты.

У Озгуда получилось, что в английском языковом сознании все бульдоги безобразны, а бульдоги красивы. В русском болонку оценивают более отриц, чем дворнягу.

Недостатки методики: в этой методики не учитывается явление многозначности, задаваемых параметров. В разных ситуациях, могут быть актуализированы, разные лексико - семантич варианты лексико-семантич слова, а в эксперименте ситуации не задаются. Задаем абстрактный признак, неприминительный никчему.

Пересекаемость факторов. Одна и таже характеристика, может попадать в фактор силы, активности и силы. Потому, что в нашем языковом сознании. Активный не может быть слабым. Возможно связано с неточностью перевода, а может с тем, что в анг и русском языках характер дифференцированы. И у англичан фактор активности в большей степени связан с фактором акцентуации признака.

У петренко с точки зрения акцентуации личности на одном полюсе оказывается карабаз-барабаз, винни пух и незнакайка - так как они активные. А по фактору оценки разводим положит и отриц героев.

Применяется методика:

В лингвистическом плане полезна при изучении синонимических единиц по оттенкам значений, когда надо выявить стереотип восприятия, члена синонимического ряда.

Насколько отличаются друг от друга. Н-р пурган, метель, вьюга. Или тетка и тетя. Когда измеряем разницу в оценках - тетя положит, но масса нейтр характеристик, тетка более оценочна, много оттенков значений.

При выявлении особенностей информации, кот нам предлагается, рекламная информация, слоган, продукт. (хорошая - крайние оценки -2 + 2 реклама хорошая. Если активное неприятие, то реклама запала. Если имеет оценки от -1 и + 1 то реклама плохая. Если реклама нулевая, то неудачна и неинтересна.)

В социолингвистических опросах. Когда случаются общественные катоклизмы, проводятся социолингвистические вопросы, на исследование мнения.

Масса иследований с анализа речей, анализа поведения и обращения, манеры.

исследуется в психиатрии и диагностике допустим в диагностики качеств личности, акцентологических предпочтений личности.

В школе при изучении художественных и фольклорных текстов, выстраивая ментальное пространство -петренко. Сравнивая не два героя, а несколько человек.н-р лишний человек в литературе. Можно использовать при изучении фразеолошгического значения. для усвоения значений, не усвоены ими.

Визуальный ряд пространство. Цветавая информация, симолика. ПРостранство удобно или нет расположено. выявить как в нашем сознании создается и вербализуется мысль. Отчего ависит процесс переработки и перерождения информации.

Функина психолингвистика

Залевская

Белягин

---------- это по экспериментам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: