Практическое занятие № 7

1. Эволюция мышления и речи от изначального эгоцентризма и децентризма и далее к объективной позиции (генетическая теория Ж.Пиаже).

2. Становление мышления в социогенезе: Л.Леви-Брюль о пралогическом и логическом типах мышления.

3. Учение Л.С.Выготского о внутренней речи.

4. Рассмотрение развития мышления как смены ведущих форм деятельности (А.Н.Леонтьев).

5. Деятельностная природа мышления и речи.

Литература

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики… С. 60 – 112.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

4. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.

5. Лурия А.Р.Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998. С. 141-166.

6. Мельников Г.П. Кибернетический аспект различения сознания, мышления, языка и речи // Язык и мышление. М., 1967. С.232-243.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Практическое занятие № 9

1. Соотношение понятий «образы сознания» и «языковое сознание».

2. Способы овнешнения сознания: текст и подтекст.

3. Методы исследования языкового сознания.

Литература

1. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 3 – 23.

2. Языковое сознание: содержание и функционирование. М., 2000. С. 253-254.

3. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001. С. 208-286.

4. Русский ассоциативный словарь. Кн.1. М., 1994.

Литература

1.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999. С.

2.Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.,1995.

3.Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

4.Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. М., 1997.

5.Браун Л. Имидж – путь к успеху. М., 1996.

6.Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

7.Адлер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб., 2000.

8.Доценко Е.Л. Психология манипуляции.М., 1997.

9.Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубна, 1997.

10.Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М., 2000.

Лекция 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Этот кусок был сам по себе) Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы, речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи.

РЕЧЬ - исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В ходе речевой коммуникации происходит непрерывное кодирование и декодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Психологию интересует прежде всего место речи в системе высших психических функций – в её взаимоотношением с мышлением, сознанием, памятью и пр., при этом особенно важны её особенности, отражающие структуру личности и деятельности. Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной – цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в письменной и в подготовленной устной речи занимают значительное место.

Сергей Леонидович Рубинштейн пишет в книге «Основы общей психологии» (М., 1999): «Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого. Основная функция сознания – это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в единстве, - это обозначающее обозначение бытия… Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии… Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления» (С.382).

Наряду с двухчленным представлением (язык - речь) В.Гумбольдт, И.А.Бодуэн де Куртене, Л.В.Щерба сделали попытку трёхчленного представления, оформленную А.А.Леонтьевым: 1) языковая способность – совокупность физиологических и психологических условий, обеспечивающих производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива; 2) языковой процесс (речевая деятельность) – реализация языковым коллективом языковой способности в определённых культурных условиях для целей коммуникации и мышления; 3) языковой стандарт («языковая система») – упорядоченная система элементов языковой деятельности. (А.М.Шахнарович. Общая психолингвистика. М., 1995. С. 4-5).

Поведение человека включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Рубинштейн пишет: «Действие … становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т.е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие… Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого… Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения - посредством языка; речь – это язык в действии… Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления» (С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб, 1999. – С.23, 382).

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению: произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление – полностью отсутствуют у животных. Первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже как внутренний процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психические называется интериоризацией. На первых порах формирования высшие психические функции представляют собой развёрнутую форму предметной деятельности, которая затем свёртывается, приобретает характер автоматизированных умственных действий. Часть звеньев функциональной системы жёстко закреплена за определёнными мозговыми структурами, однако мозг, что показали современные исследования, в качестве субстрата психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами соотносится не вся психическая функция и даже не отдельные её звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые происходят в соответствующих структурах. Нарушение этих процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Предмет психолингвистики – совокупность мыслительно-речевых актов. Алексей Алексеевич Леонтьев пишет: «Между психологией и лингвистикой образовалось своего рода историческое размежевание предмета исследования: психология изучает процессы говорения, речь, и лишь постольку занимается языком, поскольку его онтология как-то проявляется в этих процессах; лингвистика изучает язык как систему…, не интересуясь реализацией этой системы» (Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С.11). Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики» М., 1933) противопоставлял язык как абстрактную надындивидуальную систему и языковую способность как функцию индивида, объединяя обе эти категории термином langage (речевая деятельность), которому противопоставляется parole (речь), реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы. Здесь представлена речевая деятельность как язык + языковая способность, которой противопоставлена речь как потенция и реализация.

Николай Иванович Жинкин высказал точку зрения, что речь не есть простая манифестация языка. Она не результат изучения, а его объект, начало цепи, а не её конец: «Языкознание во всех аспектах…, физиология в части проблем, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, физика в разделе кустики, логи и, наконец, психология, - каждая из этих областей знания, идя своими путями и дорогами и решая свои особые специальные задачи, имеет в виду всё тот же общий для всех этих дисциплин речевой процесс… Реальный объект изучения остаётся общим»(Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. С. 13).

Лев Семёнович Выготский предложил деятельностный подход, согласно которому мышление «обнаруживает себя вовсе не только в речи, …но иакже и в реальных целенаправленных поступках людей, …в актах созидания вещей, а стало быть, и в созданных ими формах вещей, в формах орудий труда, машин, городов, государств с их политически-правовыми структурами и т.д., короче говоря, она выражается в виде всего мира культуры, созданной целенаправленной деятельностью людей…» (Выготский Л.С. Мышление и речь// Избранные психологические исследования. М., 1956. С.46).

Для психолога, как считает А.А.Леонтьев, главнейшей оппозицией является противопоставление речевого механизма, который формируется в процессе присвоения языка как объективной системы и речевого процесса, то есть речевой коммуникации. Речевая деятельность предстаёт как трёхчленная система:

ЯЗЫК = предмет + процесс + способность.

Алексей Николаевич Леонтьев определил структуру деятельности как трёхстороннюю: мотивационную, целевую и исполнительную. Она рождается из потребности, затем с помощью знаков планируется (ставится цель и намечаются средства её осуществления) и осуществляется. Структурность и целенаправленность составляют важнейшие характеристики специфически человеческой деятельности. Это не совокупность речевых актов, «брошенных» высказываний. Речь не самоцель, а средство, орудие, как таковой, речевой деятельности не существует, «есть лишь с и с т е м а речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую» (Леонтьев А.А. Язык, речь… С.27).

Если психология с этих позиций выступает как учение о мышлении как процессе мышления со стороны содержания деятельности в отношении к её субъектам, то лингвистика – учение об одной из сторон человеческой деятельности, а именно речевой деятельности.

Согласно теории австрийского психолога Ф.Кайнца и немецкого лингвиста К.Аммерома, выделяются такие функции, которые обязательно проявляются в любом речевом акте («первичные») – это функции языка и факультативные («вторичные») – это, по терминологии А.А.Леонтьева, функции речи.

Функции языка:

- коммуникативная функция является фактически функцией регуляции поведения, которая выступает в одном из трёх вариантов: индивидуально-регулятивная, коллективно-регулятивная и саморегулятивная;

- функция языка как орудия интеллектуальной деятельности (мышление, память и т.д.);

- функция быть формой существования общественно-исторического опыта и овладения им;

- национально-культурная функция, которая находит отражение в особенностях наименования («внутренняя форма»), в специфике семантических и отчасти звуковых изменений; в характере «расчленения» действительности языком;

- язык выступает как орудие познания, поскольку мы можем черпать новые для человечества или отдельного коллектива сведения об окружающей действительности, производя лишь теоретическую деятельность, опосредованную языком.

В некоторых из этих функций язык может дублироваться неязыковыми (невербальными) средствами. Это письмо, мнемонические средства (узелки на память, жезлы вестников), орудия счёта, планы, карты, чертежи и схемы (чертежи – язык техники). Кроме письма, в функции овладения общественно-историческим опытом выступает трудовая деятельность, поскольку часть этого опыта передаётся и усваивается посредством прямого подражания. Только в функции орудия познания у языка нет эквивалентов: в конечном счёте, коллективное знание – это всегда языковое знание.

Факультативные функции, приписываемые речи, многочисленны и зависят от того общества, в котором разворачивается речевая деятельность. Это магическая, функция «марки» (собственные имена, реклама), диакритическая (различительная, коррекции или дополнения неречевой ситуации), экспрессивная и поэтическая (эстетическая). В последней речевой функции эквивалентом языка выступают паралингвистические явления (выразительные движения – мимика, жестикуляция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: