Психологическая интервенция

Сегодня выделяются три группы методов психологической интервенции, примыкающих к трем большим прикладным сферам психологии: психологии труда и организационной психологии, клинической психологии, педагогической психологии. Иногда они пересекаются и взаимодействуют друг с другом.

В рамках психологии труда и организационной психологии в последние десятилетия было предложено множество методов интервенции, широко используемых практическими психологами, например, метод «дискуссионного тренинга», или так называемый «партиципативный производственный менеджмент» - концепция управления, основанная на строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки. Множество других методов возникло в целях улучшения социальных и коммуникативных способностей или для повышения креативности (Перре М., Бауман У., 2002).

Психология менеджмента, психологический консалтинг, психология корпоративного производства – за время своего существования эта дисциплина получила немало названий, но цель ее осталась прежней: сделать труд людей более эффективным. Сегодня, как отмечает Л. Тобиас (2003), в психологии менеджмента четко просматриваются два течения: организационно-индустриальное и клинически-консультативное. Первое делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов и широко используется при планировании широкомасштабной кадровой стратегии. Второе специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих. Второе направление примыкает к клиническому психологическому консультированию.

Приверженцы организационно-индустриального подхода сосредотачиваются на изучении групповых процессов, иерархий социальных структур и, как правило, применяют стратегию оценки объекта исследования по многим шкалам. «Клиницисты» больше фокусируются на индивидах, теориях личности и оценке индивидуальных характеристик. Практики индустриально-организационного подхода обнаруживают проблемы в психологическом климате коллектива, обобщают данные статистических исследований, выводят столбцы диаграмм. «Клиницисты» работают с проблемами руководителей, воспроизводящих в своем стиле лидерства свою семейную историю, или сотрудников, не достигающих уровня своих возможностей, а также выясняют соответствие поставленных задач сильным и слабым сторонам конкретного работника. В ряде случаев они используют методы воздействия, заимствованные из клинического психологического консультирования.

В контексте педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы. Например, научение, направленное на достижение цели, которое вырабатывает принципы действия, необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения, или программы развития мышления у детей (Пере М., Бауман У., 2002). К этой группе методов психолого-педагогической интервенции можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других (Тобиас Л.,2003).

Наиболее широкий спектр методов интервенции – это сфера методов клинико-психологической интервенции. Методы клинико-психологической интервенции часто отождествляются с таким понятием, как психологическая помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: