Помощь жертвам насилия, обращающимся на телефоны доверия

Обращение жертвы на телефон доверия является первым важным шагом на пути выздоровления. Само проявление активности в разрешении ситуации хорошо влияет на психологическое состояние жертвы и повышает возможности реабилитации и скорейшего возвращения к нормальной жизни.

В работе психолога-консультанта телефона доверия часто приходится оказывать помощь пострадавших от насилия. За продолжительное время работы телефонов доверия консультантами выработаны основные принципы помощи пострадавшим от насилия (Деренько Т.В., 2002; Меновщиков В.Ю., 2002; Моховиков А.Н., 2001; «Содержание и организация…», 1999; «Телефоны доверия», 1993). Представляется важным осветить их.

Принципы работы с пострадавшими от насилия на телефоне доверия:

1) уважение к жертве, которая должна быть поддержана в том, что позвонила и выразила этим свое доверие психологической телефонной службе, необходимо, чтобы жертва знала о соблюдении конфиденциальности;

2) подтверждение того, что переживания жертвы, являются естественной, адекватной и защитной реакцией на психотравмирующую ситуацию; жертва осталась в живых, и имеет достаточно сил, чтобы справиться с трав­мой; жертве необходимо выражать своих чувства;

3) убеждение (важно убедить жертву в ее невиновности, в том, что она преодолеет негативные переживания, связанные с ситуацией насилия и, что она имеет на это силы).

4) представление максимально возможной помощи, включая предоставление информации об организациях, специализирующихся на помощи пострадавшим от насилия; также жертве необходимо знать дальнейшие шаги, куда ей нужно обращаться после посещения врача, чтобы она знала всю последовательность действий, касающихся фиксации травм для возбуждения уголовного дела и дальнейшего расследования преступления.

Важно отметить, что на восстановление может уйти длительное время – недели, месяцы, иногда годы.

Часто жертвы сексуального насилия подвергаются вторичной травматизации – негативному отношению со стороны представителей правоохранительных органов, врачей и др., что в значительной степени усугубляет состояние потерпевших.

Контрольные вопросы:

1. История становления и развития экстренной психологической помощи.

2. Преимущества и проблемы дистантного консультирования.

3. Особенности дистантного (телефонного) консультирования.

4. Характеристики абонентов телефонов доверия.

5. Работа с письмами в психологическом консультировании.

6. Суицид. Типологии суицидов.

7. Тактика консультативной работы с абонентом-суицидентом.

8. Специфика работы с жертвами насилия в телефонном консультировании.

Рекомендованная литература

1. Бек А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк – М.: МГУ, 1984 – 200 с.

3. Волошин В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство (феноменология, клиника, систематика и современные подходы к психофармакотерапии).-М.: «Анарарсис», 2005.-200 с.

4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов – СПб.: Речь, 2007. – 162 с.

5. Крюкова М.А. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие / М.А. Крюкова, Т.И. Никитина, Ю.С. Сергеева. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 64 с.

6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков – М.: Смысл, 2001. – 494 с.

7. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики.-СПб.:ВмедА, 2007.-528 с.

8. Рыбников В.Ю.,Цуциева Ж.Ч. Психология посттравматического стрес-сового расстройства у детей, жертв терроризма.-СПб.:Ладога, 2010.-208 с.

9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина – СПб.: Питер, 2001. – 268 с.

Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: