План:
- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Ознакомьтесь с материалами раздела «Теоретические и методологические вопросы психолингвистики» в книге «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005), а также с материалами раздела «Определение психолингвистики как науки и сферы общественной практики» в книге «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005), а также с материалами раздела «Этап современной психолингвистики» в книге «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005) и ответьте на следующие вопросы:
1. Дайте определение психолингвистики как науки. Предмет и объект исследования психолингвистики.
|
|
2. В чём состоят специфические особенности этой области научного знания?
3. Дайте определение психолингвистики как психологической науки. С какими областями общей психологии наиболее тесно связана психолингвистика?
4. В чём проявляется общность и различие между психолингвистикой и лингвистикой?
5.Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Назовите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в 20 столетии.
6. Назовите основные разделы психолингвистики и дайте их краткую характеристику.
7. Назовите междисциплинарные связи психолингвистики и их краткую характеристику.
8. Психолингвистика в нашей стране. Вклад отечественных учёных в развитие психолингвистики в нашей стране (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
Дополнительные вопросы:
Основные аспекты языковых явлений
1. Дайте определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека.
2. В чём состоит особенность "троякого аспекта языка" по Л.В. Щербе?
3. Назовите основные принципы анализа явлений языка, в чём состоит их специфические особенности?
Семинар № 3
Тема:
План: Язык
- заслушивание рефератов на предложенные темы (по выбору студента, максимальное количество баллов 8)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Приготовьте реферативное выступление (5 минут) по одной из предложенных тем и выступите на семинаре:
1. Язык как средство осуществления речевой деятельности.
2. Язык человека и "язык животных". Речь человека и процессы коммуникации у животных.
|
|
3. Этапы формирования речи в онтогенезе. Критические периоды в освоении речи ребёнком.
4.Формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи ребёнка.
5. Единицы языка и их основные функции.
6. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.
7. Семантическая структура слова.
8. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.
9. Язык как орудие мышления.
10. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребёнка.
11. Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой деятельности слушания).
12. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции)
Литература:
1. «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)
2. «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005)
3. «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)
4."Основы психолингвистики", И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. Издательство "Лабиринт", 2001.