Семинар № 2 Тема: Основные понятия в психолингвистике

План:

- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Ознакомьтесь с материалами раздела «Теоретические и методологические вопросы психолингвистики» в книге «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005), а также с материалами раздела «Определение психолингвистики как науки и сферы общественной практики» в книге «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005), а также с материалами раздела «Этап современной психолингвистики» в книге «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005) и ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение психолингвистики как науки. Предмет и объект исследования психолингвистики.

2. В чём состоят специфические особенности этой области научного знания?

3. Дайте определение психолингвистики как психологической науки. С какими областями общей психологии наиболее тесно связана психолингвистика?

4. В чём проявляется общность и различие между психолингвистикой и лингвистикой?

5.Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Назовите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в 20 столетии.

6. Назовите основные разделы психолингвистики и дайте их краткую характеристику.

7. Назовите междисциплинарные связи психолингвистики и их краткую характеристику.

8. Психолингвистика в нашей стране. Вклад отечественных учёных в развитие психолингвистики в нашей стране (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

Дополнительные вопросы:

Основные аспекты языковых явлений

1. Дайте определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека.

2. В чём состоит особенность "троякого аспекта языка" по Л.В. Щербе?

3. Назовите основные принципы анализа явлений языка, в чём состоит их специфические особенности?

Семинар № 3

Тема:

План: Язык

- заслушивание рефератов на предложенные темы (по выбору студента, максимальное количество баллов 8)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Приготовьте реферативное выступление (5 минут) по одной из предложенных тем и выступите на семинаре:

1. Язык как средство осуществления речевой деятельности.

2. Язык человека и "язык животных". Речь человека и процессы коммуникации у животных.

3. Этапы формирования речи в онтогенезе. Критические периоды в освоении речи ребёнком.

4.Формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи ребёнка.

5. Единицы языка и их основные функции.

6. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.

7. Семантическая структура слова.

8. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

9. Язык как орудие мышления.

10. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребёнка.

11. Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой деятельности слушания).

12. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции)

Литература:

1. «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)

2. «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005)

3. «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)

4."Основы психолингвистики", И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. Издательство "Лабиринт", 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: