Что следует из различных нормативных документов, лучше всего показать на примерах. Посмотрим на разницу между поверкой ТРК в соответствии с предельной величиной
абсолютной погрешности ТРК ±50 мл, установленной п.6.5.7 МИ 1864-88 в качестве
обязательного условия для поверителей, с одной стороны, и проверкой согласно пределу
основной допустимой погрешности ТРК, установленной четвертым абзацем п.14.6 ПТЭ АЗС в
качестве обязательного для операторов АЗС, с другой.
В целях сравнений, представим оба показателя как относительные, согласно формулам
п.6.5.7 МИ 1864-88 и п.14.6 ПТЭ АЗС, во втором случае дополнительно приняв во внимание
температурное расширение нефтепродуктов согласно МИ 2395-97 и МИ 2632-2001:
где
δ МИ 1864-88 – относительная погрешность согласно п.6.5.7 МИ 1864-88;
δ ПТЭ АЗС – относительная погрешность согласно п.14.6 ПТЭ АЗС, МИ 2395-97, п.6.6
отмененного МИ 2504-2001 и МИ 2632-2001;
V – номинальная вместимость мерника М2р-СШ, равная 10000 мл;
∆ – отклонение в мернике М2р-СШ при установке риски подвижной шкалы на
|
|
температур +20°С, в мл;
β – коэффициент объемного расширения стенок стального мерника, равный
; 6 1 36 10 C − − × o
α – линейный коэффициент температурного расширения нефтепродуктов, найденный
на основе МИ 2632-2001. Для практических расчетов достаточно одной значащей цифрой после
запятой (для бензинов; для дизельного топлива); 3 1 1,1 10 C − − − × o 6 1 0,8 10 C − − − × o
∆t – разность между температурой t (мерника и продукта) и 20°С: 20 C. ∆ = − o t t
При подобном представлении погрешностей сразу видно их структурное родство и
одновременно различие. В формуле для МИ 1864-88 первое слагаемое равно 1, что отвечает
номинальному объему мерника и соответственно объему продукта, тогда как в формуле для
п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 2395-97 первое слагаемое содержит поправку к объему, вносимую
температурной разницей между фактической температурой измерений и 20°С. Поскольку
формулы являются многофакторными, то для удобства они представлены в табл.1-3 (для второй формулы два графика в силу различия коэффициента температурного расширения для бензинов и дизельных топлив). Допустимые значения относительных погрешностей выделены в табл.1-3
зеленым цветом, перелив свыше допустимых значений синим, недолив более допустимых
значений красным. Разница между таблицами уже видна по интервалу отклонений в мернике:
если для относительной погрешности согласно п.6.5.7 МИ 1864-88 он составляет от –50 мл до
+50 мл, то для аналогичного показателя, но в соответствии с п.14.6 ПТЭ АЗС, МИ 2395-97 и
МИ 2632-2001 он возрастает от –400 мл до +200 мл.
Возьмем в качестве примера недолив бензина 40 мл на мерник второго разряда
|
|
вместимостью 10 литров из нержавеющей стали при температуре продукта –10°С и посмотрим,
как будут действовать в этой ситуации поверитель и оператор АЗС.
Согласно п.6.5.7 и приложению 2 МИ 1864-88, абсолютная погрешность составит –51
мл, а относительная соответственно +0,51% (табл.1, пересечение температуры –10°С и
отклонение в мернике –40 мл специально выделено). Для поверителя этого достаточно, чтобы
потребовать остановить ТРК и сделать его регулировку, но – не будем торопиться.
Согласно четвертому абзацу п.14.6 ПТЭ АЗС, фактическая погрешность ТРК,
приведенная к нормальным условиям измерения допускаемой основной погрешности, с которой будет производиться сравнение, в данном случае составит –2,79%, что эквивалентно
переливу 278 мл (табл.2, пересечение температуры –10°С и отклонение в мернике –40 мл
специально выделено). Что должен делать оператор АЗС?
(Для справки: расчет относительной погрешности в соответствии с примечанием к
п.6.5.7 МИ 1864-88 дает величину –0,09%, то есть также констатирует перелив, как если бы
измерение производилось с мерником М2р-СШ согласно МИ 2504-2001 или же с приведением
фактического объема, налитого в мерник, к температуре +20°С, согласно МИ 2395-97).
В этой связи вопрос о правомерности эксплуатации ТРК с погрешностью на недолив
+0,51%, вынесенный в название статьи, является, по сути, беспредметным.
Во-первых, норма погрешности ±0,5% установлена одним-единственным документом.
Это ГОСТ 9018-89, который распространяется на изготовителей ТРК. К ТРК, находящимся в
эксплуатации, данная норма не имеет отношения (достаточно взглянуть на п.7.6 ГОСТ 9018-89,
определяющий условия испытания ТРК на соответствие данной норме, чтобы убедиться в
этом).
Во-вторых, МИ 1864-88 является нормативным документом поверки ТРК. Операторы
АЗС не занимаются поверками, поэтому требования МИ 1864-88 распространяются на
поверителей, но никак не на операторов (достаточно взглянуть на норму времени поверки
одной ТРК, приведенную в МИ 2322-99, чтобы убедиться в этом). Но и для поверителей
величина +0,51% сама по себе еще ни о чем не говорит и ровным счетом ничему не обязывает.
Дело в том, что МИ 1864-88 оперирует пределами абсолютных погрешностей ТРК, а вовсе не
относительными погрешностями. Пусть даже в основе расчета относительной погрешности
ТРК лежит абсолютная погрешность, но на самом деле эти показатели не тождественны.
В-третьих, единственное светлое пятно среди этого нормативного мрака – это ПТЭ АЗС
и МИ 2395-97. Но проверка ТРК в соответствии с этими документами покажет, что недолив
+0,51%, найденный согласно п.6.5.7 МИ 1864-88, на деле является переливома –2,79% согласно
п.14.6 ПТЭ АЗС, МИ 2395-97 и МИ 2632-2001.
Итак, ТРК в нашем примере может быть остановлена на регулировку как поверителем,
так и оператором.. Но если первый, руководствуясь п.6.5.7 МИ 1864-88, устранит недолив, то
второй, исходя из четвертого абзаца п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 3395-97, перелив. Правда, после
устранения перелива оператору все равно нужно вызвать поверителя, ибо это требуется
пунктами 6.5 и 6.7 ПТЭ АЗС. А он отрегулирует ТРК уже согласно п.6.5.7 МИ 1864-88.
Может возникнуть раздраженный вопрос: если вызов поверителя все равно неизбежен и
результаты его визита известны заранее, то зачем мутить воду по поводу МИ 2395-97?
А затем, что возможны два варианта развития событий.
Первый вариант. Оператор в нашем примере, устранивший перелив согласно четвертому
абзацу п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 3395-97, добросовестно вызывает поверителя. Он приезжает и не
менее добросовестно проводит поверку, настроив ТРК на работу в нуль согласно п.6.5.7 МИ
1862-88, и уезжает, поставит свою пломбу. После его отъезда при передаче смены оператор
проводит проверку ТРК и обнаруживает … громадный перелив согласно четвертому абзацу
|
|
п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 3395-97, после чего ТРК останавливается, перелив устраняеся, а
поверитель … вызывается снова. Подобная ситуация, управляемая двумя равноправными по
своему статусу критериями, в истории науки известна под названием «парадокс буриданова
осла». Этот несчастный, как известно, умирает с голоду, находясь на равном расстоянии от
двух совершенно одинаковых копен сена, ибо не может решиться отдать предпочтение одной
из них. В нашем примере роль «буриданова осла» уготована ТРК, которая никогда не будет
работать, а все время будет находиться в состоянии перманентной регулировки то согласно
п.6.5.7 МИ 1864-88 (поверителем), то согласно п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 2395-97 (оператором
АЗС).
Второй вариант. Недолив ТРК, который в нашем примере равен 40 мл, мог составить и 300 мл. Много? А вот как раз и нет. При температуре –10°С эта величина означает нулевое
значение фактической погрешности, если определить его, опираясь на четвертый абзац 14.6
ПТЭ АЗС и МИ 2395-97, то есть она находится в рамках основной допустимой погрешности,
той самой, которая указана в п.14.6 ПТЭ АЗС.
Интервал недоливов и переливов при заданной температуре и в рамках основной
допустимой погрешности с точки зрения п.14.6 ПТЭ АЗС и МИ 2395-97, представлен в табл.4
(бензины) и табл.5 (дизельное топливо). Значения в табл.4 и 5 получены как обратная задача
для относительной погрешности δ ПТЭ АЗС:
Цветовая гамма в табл.4 и 5 соответствует предыдущим таблицам: зеленый цвет
отвечает интервалу недоливов и переливов, не выходящих за пределы основной допустимой
погрешности; синий означает переливы свыше ее и красный соответственно недоливы более
основной допустимой погрешности.
Как следует из табл.4 и 5, в реалистичном для средней полосы России интервале
температур отпускаемого продукта (от –5°С зимой до +20°С летом), недолив до 260 мл по
бензинам и до 220 мл по дизельному топливу означает эталонную работу ТРК согласно п.14.6
ПТЭ АЗС и МИ 2395-97 (эти участки выделены). Иначе говоря, если бы в рассмотренном
|
|
примере при проверке ТРК оператор обнаружил недолив не 40 мл, а 300 мл, то у него не было
бы необходимости проводить регулировку и соответственно вызывать поверителя.