Причины и виды аварий ГТС

На ГТС постоянно воздействуют водный поток, колебания температур, льды, насосы, статические и гидродинамические нагрузки, происходят истирание поверхности, коррозия металлов, выщелачивание бетона, гниение деревянных конструкций (или их истачивание живыми организмами). Поэтому со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории, т.е. возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

Размещение таких объектов повышенного риска в черте крупных населенных пунктов и их разрушение могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа населенных пунктов, массовой гибели людей, разрушению зданий и различных сооружений – гражданских и промышленных, военных объектов и др.

Разрушение (прорыв) ГТС происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин, износа и старения оборудования) или воздействия человека (нанесение ударов ядерным или обычным мощным оружием), а также из‑за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

В зависимости от масштабов и последствий затопления в результате разрушения ГТС различают:

1) катастрофическое затопление;

2) прорывной паводок;

3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Прорыв гидротехнических сооружений происходит также при длительных ливневых дождях из‑за заполнения водохранилищ выше критического уровня с прорывом защитных дамб (валов). При этом возникает чрезвычайная ситуация, связанная с угрозой затопления близлежащих населенных пунктов и нарушения условий безопасной жизнедеятельности. В таких ЧС оповещается население по всем каналам связи, теле– и радиовещания, мобилизуются подразделения РСЧС, проводится эвакуация из зоны ожидаемого затопления.

Чрезвычайные ситуации на ГТС такого вида случаются нередко в Краснодарском крае, где имеются ирригационные системы и водохранилища, из которых вода используется для полива рисовых полей. Серьезный случай с чрезвычайной ситуацией на ГТС имел место летом 2003 г. в Краснодарском крае с весьма значительным экономическим ущербом.

Последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются:

1) повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

2) поражение людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС;

3) затопление обширных территорий с возникновением чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой.

Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются:

1) разрушительная волна прорыва;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: