Смерть есть тайна, жизнь - загадка:
Где ж решенье? Цель? Конец?
Впереди - исчезновение
иль бессмертия венец?
Аполлон Майков
Человеку как мыслящему существу несвойственно жить бездумно, как трава в поле - он стремится понять смысл своего существования. Считая, что он родился не по "собственной воле", что жизнь ему как бы "навязали извне" независимо от его желания, человек хочет знать, зачем он пришел в этот мир. Стремление человека осознать свое место в мире, установить, "что он есть", стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой - является одной из высших потребностей человека, как потребность птицы летать.
Вопрос о смысле жизни - это вопрос о том, имеет ли жизнь ценность, а если имеет, то какую для конкретного человека. Многие тысячелетия мыслящие люди стремились решить и решают до сих пор эту проблему, развитие которой сводится к двум полярным точкам зрения.
1. Жизнь - это однократное бытие человека, она подобна вспыхнувшей искре. После смерти человек со своим сознанием исчезает абсолютно, то есть происходит его полное исчезновение.
|
|
2. После смерти физического тела Душа, разум или "Я" отделяется от тела и переходит в другую форму существования, либо вселяется в новое тело. В любом случае бытие ее вечно.
Материалистические концепции, соответствующие первой точке зрения, были изложены еще в Древней Греции Эпикуром (311-370 гг. до н. э.). Смыслом жизни, конечной целью бытия Эпикур считал удовольствия, наслаждения, жажда которых заложена в природе человека. "Самое страшное из всех зол - смерть не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы уже не существуем".
Древний китайский мыслитель Ян Чжу (IV-III вв. до н. э.) создал материалистическое учение о мире и человеке, согласно которому в соответствии с законами материального мира после жизни наступает смерть, ничего здесь сделать нельзя, следует просто с этим смириться. Человек должен умереть, это его судьба, это закон природы. Смерть для человека есть ничто, ибо после смерти человек является ничем, поэтому и не стоит думать о смерти [1, с. 34].
Современная материалистическая наука, которая до последнего времени упрямо признавала лишь видимый физический мир, топталась на тех же позициях. Целью жизни объявлялся сам человек, а смыслом жизни - вся доступная человеку полнота бытия. Перед этой полнотой бытия смерть, по учению материалистов, бессильна, и будто бы побеждена, ибо если человек искал цель и смысл жизни в каждом мгновении своего бытия, то смерть ему, якобы, нипочем, потому что ни к какой трансцендентной сказке он не стремился.
|
|
Однако подобные объяснения терпимы лишь в философских трактатах, а для любого живущего на земле человека смерть еще как "почем", какой бы философской концепции он не придерживался.
Осенью 1999 года в Институте кардиологии Санкт-Петербурга одному из авторов довелось вступить в беседу нескольких человек. Речь шла о религиозных аспектах жизни, но когда было произнесено слово "смерть", одна из женщин, кстати фанатично верующий человек, буквально взорвалась и со страхом закричала: "Не говорите о ней! Не произносите этого слова! Я не хочу его слышать!"
Можно, конечно, не произносить страшное слово, можно закрыть глаза и заткнуть уши, но что от этого изменится? Смерть все равно придет.
Страх смерти - самое мучительное из всех человеческих страданий. Мысль о смерти - трудная и неприятная, вот мы и стараемся не думать о ней. Мы всегда заняты, день заполнен до предела; нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чем-то успеть, что-то закончить. И вдруг - смерть! Сразу приходит конец всем нашим планам и надеждам.
Мы смерти не знаем и поэтому боимся ее, может быть, сильнее, чем она этого заслуживает. Многих страшит неизвестность, а что с нами будет? Страшит ощущение, что со мной будет происходить что-то неизвестное, не зависящее от моего желания, а я ничего сделать не смогу. Вот и стараемся забыть, что смерть неизбежна. О самом главном стараемся не думать и к нему не готовимся. Могут спросить: "А о чем думать и к чему готовиться? От нас это не зависит. Придет время - умрем и все. Думать не о чем". Многие именно так и рассуждают.
И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: "А что, если смерть не конец, и после смерти тела я вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность слышать, видеть и чувствовать? И самое главное - что если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили свою земную жизнь и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?"
Смерть следует ожидать и к ней готовиться. Смерть - это самое главное, что обязательно случится в жизни каждого человека, это кульминация жизни и встретить ее нужно так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным.
А для этого нужно с холодным затылком и трезвым умом попытаться разобраться в вопросах жизни и смерти, используя богатейший опыт человечества, религиозные аспекты и новейшие достижения современной науки в этом важнейшем для всех нас вопросе. Именно этому и посвящена настоящая книга.
Бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд как-то очень метко сказал: "Если вникнешь в суть дела, то именно наше представление о смерти определяет наши ответы на все вопросы, которые ставит жизнь" [2, с. 9].